Современный мир стремительно меняется. Мы являемся свидетелями трансформации международных отношений, их перехода к многополярной системе, которая характеризуется перераспределением сфер влияния и ужесточением конкуренции за глобальное и региональное лидерство.
В этих условиях Соединенные Штаты и их союзники, желая сохранить роль гегемона в международных делах, задействуют любые средства, в том числе военные. Комплексно используя силовые методы, администрация Д.Трампа стремится получить преференции в политической, экономической, информационной и иных областях. При этом Вашингтон не готов к равноправному сотрудничеству даже со своими традиционными партнерами. В его трактовке именно действия с позиции силы эффективно дополняют дипломатические усилия и позволяют создавать условия для расширения внешней торговли и освоения мировых рынков.
Подтверждением этому являются представленные Вашингтоном в 2018 году новые доктринальные документы – “Стратегия национальной безопасности”, “Стратегия национальной обороны”, “Обзор ядерной политики”.
В них США впервые открыто называют Россию и Китай своими геополитическими соперниками (а по сути – вероятными противниками в возможном вооруженном конфликте). Администрация Д.Трампа, считая американскую государственную модель идеальной, видит главную угрозу в безопасности и процветанию Соединенных Штатов в действиях так называемых “ревизионистских государств”, к числу которых Белый дом относит КНР и Российскую Федерацию.
В своих новых доктринальных документах американское руководство не стесняясь декларирует, что не устраивающие США тенденции в международной деятельности и мировой экономике могут быть скорректированы за счет опоры на возросшую военную мощь.
К сожалению, эти подходы Вашингтон реализует и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению Белого дома, для Соединенных Штатов в АТР сосредоточены как главные возможности для обеспечения экономического роста и процветания, так и серьезные вызовы безопасности. Более того, в “Стратегии национальной безопасности США” заявлено, что в АТР имеет место геополитическое противостояние между “сторонниками свободы” (во главе которых, естественно, стоит Америка) и “приверженцами репрессивных взглядов” (то есть тех, кто не разделяет американские “ценности”).
Значение Азиатско-Тихоокеанского региона в современном мире велико. Он является локомотивом мирового производства и хозяйственной деятельности.
Определяющее влияние на развитие военно-политической обстановки в регионе оказывают такие факторы как политика США, направленная на сохранение военного превосходства над Россией и Китаем, а также на получение односторонних экономических и политических преференций в отношениях с другими государствами. Кроме того, наличие серьезных межгосударственных противоречий, неурегулированность территориальных проблем, нарастание активности террористических организаций, прежде всего ИГИЛ*, также осложняют и без того непростую ситуацию. А обстановка вокруг Корейского полуострова уже длительное время балансирует на грани региональной войны.
При этом новая администрация Соединенных Штатов резко изменила региональный курс в сторону ужесточения, рассчитывая таким образом укрепить международные позиции Вашингтона, получить односторонние преимущества без учета интересов других стран региона и агрессивно отстоять американские интересы в соответствии с выдвинутым Д.Трампом лозунгом “Америка прежде всего”.
С этой целью Белый дом формирует в АТР подконтрольные ему военно-политические союзы с Японией, Республикой Корея и Австралией для геополитического сдерживания России и Китая, как “центров силы”, способных поставить под сомнение американское доминирование в регионе.
Для реализации своих установок, в том числе создания условий для проецирования силы за счет быстрого развертывания войск в любой точке АТР Соединенные Штаты создали группировку численностью свыше 400 тыс. военнослужащих. В настоящее время в регионе функционируют более 50 крупных военных баз, а всего здесь насчитывается свыше 200 американских военных объектов.
В роли одного из главных инструментов проведения внешней политики Вашингтона выступают американские авианосные ударные группы. Одна из них во главе с атомным авианосцем постоянно базируется в Японии. Кроме того, с 2016 года Пентагон практикует периодическое развертывание в западной части Тихого океана еще до двух авианосных ударных групп. Наиболее показательной стала демонстрация военной мощи США в ноябре 2017 года в связи с обострением противоречий с КНДР, когда в районе Корейского полуострова одновременно находились сразу три АУГ.
Эффективным средством демонстрации силы командование ВС США также считает стратегическую бомбардировочную авиацию. На авиабазе Андерсен, которая расположена на о. Гуам (Марианские острова) постоянно находится не менее шести самолетов типа В-52, В-1 или В-2, а в отдельных случаях группировка достигает 15 стратегических бомбардировщиков, которые постоянно патрулируют воздушное пространство над акваторией Тихого океана.
Пентагон также активно наращивает в АТР группировку противоракетных сил и средств, провоцируя тем самым гонку вооружений в регионе. В настоящее время она насчитывает в своем составе 19 кораблей, способных решать противоракетные задачи, две противоракетные батареи ТХААД, три зенитных ракетных дивизиона ПАК-3, пять мобильных РЛС.
Вашингтон расширяет взаимодействие с Японией и Республикой Корея в целях интеграции национальных разведывательных и боевых средств данных государств в тихоокеанский сегмент глобальной системы ПРО США.
Увеличиваются масштабы мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС США, к которым активно привлекаются азиатские государства. За последние полтора года проведено около 30 крупных совместных с Соединенными Штатами учений, в ходе которых под предлогом решения задач борьбы с терроризмом и пиратством, зачастую отрабатываются вопросы совместного применения вооруженных сил США и их партнеров в ходе локального или даже регионального конфликтов.
В настоящее время США совместно с Республикой Корея проводят масштабные военные учения “Фоул игл” и “Сан ен”. В общей сложности в них задействованы более 300 тыс. военнослужащих, в том числе свыше 20 тысяч американцев.
В экономической сфере наряду с демонстративным выходом США из “Транстихоокеанского партнерства” Белый дом осуществляет жесткую корректировку двусторонних торговых отношений со странами АТР. В большинстве случаев это противоречит правилам Всемирной торговой организации.
Вашингтон, по сути, развязал “торговую войну” с Китаем. При этом планы Китая по реализации инициативы “Один пояс, один путь” и попытки расширения Пекином своих торгово-экономических связей трактуются в Белом доме как угроза американским интересам.
Кроме того, в 2017 году в США принят закон “О противодействии противникам Америки посредством санкций”, который дает возможность политического и экономического давления на иностранные государства “за сотрудничество с военными структурами Российской Федерации”.
При этом под предлогом якобы “обеспечения безопасности” Вашингтон фактически подталкивает своих союзников в регионе к увеличению военных расходов, в первую очередь для приобретения вооружения и военной техники американского производства, включая противоракетные средства.
Важнейшим источником нестабильности в регионе остается Корейский полуостров.
Целенаправленные попытки Белого дома подорвать жизнеспособность режима Ким Чен Ына, демонстрация готовности к силовому устранению руководства КНДР подталкивали Пхеньян к авантюрным шагам, которые в свою очередь использовались Вашингтоном, чтобы оправдать “необходимость” наращивания военного присутствия в АТР и развертывания элементов глобальной системы ПРО. При этом актуализация фактора “северокорейской угрозы” позволяла Белому дому стимулировать союзников к наращиванию военных расходов и приобретению новых средств вооруженной борьбы американского производства.
В результате этой опасной политики Соединенных Штатов фактически “загнанные в угол” северокорейские власти добились существенного прогресса в совершенствовании национального ракетного и ядерного потенциалов.
Характерно, что согласие северокорейского руководства на переговоры с США рассматривается в Белом доме не как “добровольный шаг КНДР”, а как результат санкций, которые оказали негативное воздействие на северокорейскую экономику.
Россия не оправдывает ядерные устремления КНДР, настаивает на твердом выполнении Пхеньяном требований резолюций Совета Безопасности ООН. Однако для нас очевидна безальтернативность урегулирования ядерной проблемы исключительно политико-дипломатическими средствами. Мы полагаем, что потенциал санкционных мер и усиления давления к настоящему моменту исчерпан.
Многообещающие заявления американского президента о намерении “заключить важную для всего мира сделку” в ходе встречи с северокорейским лидером можно будет оценить только после ее проведения. До настоящего времени Соединенные Штаты, выступая на словах за готовность к переговорам, на деле срывали их всеми возможными способами.
В регионе сохраняются и периодически обостряются многочисленные территориальные споры, которые при определенных обстоятельствах могут привести к эскалации военной напряженности. Примерами являются постоянные инциденты в Южно-Китайском море и соперничество за контроль над судоходными маршрутами.
При этом Соединенные Штаты пытаются интернационализировать территориальные противоречия Китая с Японией, Вьетнамом и Филиппинами с целью закрепления своей роли якобы беспристрастного арбитра, чтобы иметь дополнительные рычаги давления на Пекин и одновременно стимулировать союзников и партнеров к более тесному сотрудничеству с Вашингтоном в военной сфере.
Негативное влияние на обстановку в АТР оказывает периодическая актуализация Вашингтоном “тайваньского вопроса”.
Усиление политического давления и демонстрация боевой мощи уже не раз доказывали свою бесперспективность и приводили лишь к возникновению вооруженных конфликтов. Практические результаты применения Вашингтоном принципа “мир посредством силы” мы имеем возможность наблюдать в горячих точках на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В случае если данный подход будет спроецирован Соединенными Штатами на АТР, уже в обозримой перспективе повысится вероятность вооруженного противостояния в спорных акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, эскалации напряженности в Тайваньском проливе, развязывания военных действий на Корейском полуострове. Это грозит региону и всему миру затяжным кризисом с непредсказуемыми последствиями. При этом нельзя забывать о том, что в истории Азиатско-Тихоокеанского региона существуют многочисленные примеры кровопролитных войн и конфликтов, которые были развязаны в результате прямого вмешательства США. В памяти народов региона невозможно стереть последствия войн в Корее и во Вьетнаме.
Таким образом, анализ проводимого Соединенными Штатами курса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, дает основание сделать вывод о том, что Вашингтон не собирается отказываться от применения “права силы” для сохранения своего глобального лидерства и продолжит решать возникающие проблемы за счет ущемления интересов других стран.
Авантюрные силовые действия США и их союзников ведут к ухудшению ситуации, нарушению баланса сил, обострению многочисленных проблем в АТР и провоцирует гонку вооружений.
Это противоречит взглядам многих государств, в том числе Российской Федерации, которая не приемлет диктата и выступает за справедливое мироустройство, равноправные и партнерские отношения между странами, коллективный поиск решений по обеспечению безопасности и сохранению мира.
Российская Федерация убеждена в том, что единственным эффективным средством обеспечения региональной безопасности является политический диалог и учет интересов друг друга. Других способов сохранить стратегическую стабильность в АТР и обеспечить его поступательное развитие не существует.
*Деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации по решению Верховного суда.
Источник: Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации
Игорь Костюков – вице-адмирал, заместитель начальника Главного управления Генштаба ВС РФ