Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудить проект соединения Черного и Каспийского морей судоходным каналом.
“Перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала “Евразия”, который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря”, – заявил Назарбаев на заседании Высшего Евразийского совета в расширенном составе, который проходит в Сочи, передает ТАСС.
Кроме того, Казахстан предлагает проработать возможность строительства высокоскоростной автомагистрали «Евразия», которая соединит Европу с Азией через Россию и Казахстан.
В чём смылс проекта? На вопрос ИА “Реалист” ответила кандидат политических наук, редактор сетевого издания Viperson.ru Ольга Подберёзкина:
“Строительство канала выгодно экономически Казахстану, Китаю и России. Китай сможет значительно сократить время доставки своих грузов в Европу, Казахстан – увеличить поставки углеводородов в Европу, Россия – сократить издержки в транспортировке, увеличить пропускную способность речных перевозок, дать толчок развитию юга страны.
Не менее важна и политическая составляющая на фоне протестов в Грузии и смены лидера в Армении, а также выхода США из ядерной сделки с Ираном, России важно закрепить транспортные пути в Иран.
Напомню, что в ближайшее время также планируется запустить транспортный коридор “Север-Юг”, который соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией, объединив железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Грузы будут проходить за 14 дней по территории Индии и далее через Персидский залив, Иран, Азербайджан, Россию в направлении скандинавских государств и Северной Европы. (Иранская администрация дала разрешение министерству экономики и финансов страны получить кредит в размере $500 млн от Азербайджана на строительство последнего участка железной дороги коридора Решт — Астара).
Канал будет новым нефтяным транспортным путём, коридор “Север-Юг” – фактором экономического сближения. Главный вопрос остаётся в том, кто оплатит строительство водоканала? В благоприятном сценарии, представленном Евразийским банком развития, в долгосрочной перспективе совокупный грузопоток по оси Китай – ЕАЭС – ЕС может вырасти до 1,3 млн TEU. С учётом дальнейшего роста контейнеропотока и недостаточных пропускных мощностей польских железных дорог, Китай может быть заинтересован в финансировании проекта. Проект должен привлечь достаточно иностранных инвестиций и для этого есть предпосылки”.
Ольга Подберёзкина – кандидат политических наук, редактор сетевого издания Viperson.ru, специально для ИА “Реалист”














