12 июня, в День России, запланирована церемония открытия Трансанатолийского газопровода (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline, TANAP) с участием президентов Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Азербайджана Ильхама Алиева.
О старте проекта новой газотранспортной магистрали в Европу было объявлено в 2012 году, а строительные работы начались в марте 2015 года. TANAP построен опережающими темпами, первоначально его запуск должен был состояться в 2019 году. Контрольный пакет акций TANAP (51%) принадлежит азербайджанской госкомпании SOCAR, долями владеют также турецкая Botas – 30%, британская BP – 12%, оставшиеся 7% принадлежат турецкой дочке SOCAR — SOCAR Turkey Enerji. Стоимость проекта составляет около $8 млрд.
Угрожает ли Трансанатолийский газопровод российским интересам? На вопрос ИА “Реалист” ответил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков:
“Открытие газопровода TANAP не станет существенным ударом по “Газпрому” и позициям России на европейском газовом рынке. Во-первых, мощность газопровода из Азербайджана будет 116 млрд куб. м. Для сравнения Россия поставляет в Европу (плюс Турция) 193 млрд куб. м. В Турции останутся 8 из 16 млрд куб. м, по 1 млрд куб. м останутся в Греции и Болгарии и остальной газ попадет в Италию. Более того, по мере строительства Трансанатолийского газопровода Азербайджан столкнулся с существенными проблемами в области добычи газа. В ряде месторождений существенно сократилась добыча и Баку был вынужден закупать российский газ. Получается, что по трубе фактически пойдет не только азербайджанский газ, но и частично российский. И со временем дефицит газа в Азербайджане может нарастать. Так что TANAP не так страшен, как с первого взгляда может оказаться.
Возможность в дальнейшем присоединить к TANAP газопровод из Туркменистана минимальна. Во-первых, туркмены продают весь свой газ по долгосрочным контрактам в Китай. Причем страна испытывает проблемы в сегменте добычи. Производство газа на месторождении Галганыш имеет высокую себестоимость и при текущих ценах на газ Ашхабаду сложно его развивать. В итоге три построенные нитки газопровода в Китай недозагружены. Во-вторых, туркмены стремятся диверсифицировать рынки сбыта за счет строительства газопровода в Индию, а не в Европу. Хотя и этот проект имеет сложности –безопасность на афганском участке никто не может гарантировать. В-третьих, несмотря на планируемое подписание договора о статусе Каспия, формулировка, по неофициальным данным, будет иметь пункт о приоритете экологического фактора при строительстве на Каспии каких-либо объектов. Под экологическим предлогом страны смогут блокировать проекты строительства газопроводов через Каспий. Поэтому шансы возрождения проекта Nabucco – газопровод из Туркменистана, через Азербайджан в Европу, крайне малы”.
Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, специально для ИА “Реалист”














