Онлайн-обучение в России требует новых подходов и ресурсов

Большая часть преподавателей — 75% — исходит из того, что аудиторный формат является единственно возможным инструментом для создания интеллектуальной площадки, обеспечивающей совместное развитие учителей и учеников. Отказ от этого фактически приравнивается к потере основных видов образовательных ресурсов, необходимых для развития личности, свидетельствуют результаты исследования социологов Южного федерального университета.

МОСКВА (ИА Реалист). Подавляющее большинство преподавателей указывают на резкое снижение эффективности своей образовательной деятельности при переходе в онлайн. Сюда входит уменьшение профессиональной мотивации и заинтересованности в конечном результате труда, ментальная отстраненность от обучаемых и индифферентность к ним, повышенное беспокойство из-за опасений ухудшения здоровья, равнодушие к повышению профессиональной квалификации, потеря визуального и невербального контроля над студентами. Такой результат показало совместное исследование, проведенное социологами, профессорами ЮФУ Виталием Ковалевым, Александром Дятловым и аспиранткой Александрой Лацвеевой. Полный текст исследования опубликован в журнале «Наука. Культура. Общество».

«Мнение преподавателей по основным позициям коррелируется с точкой зрения студентов. Однако среди обучающихся выявлена устойчивая группа численностью около 25%, которая ориентирована на онлайн-обучение и демонстрирует убежденность, что в условиях его реализации их ресурсы на получение качественного образования возрастают. Нами сформулировано предложение, согласно которому данная группа студентов должна обучаться в специальных онлайн (цифровых) школах по сокращенной программе, где приоритетом будет ускоренное профессиональное обучение», — отмечают социологи.

По данным исследования, большая часть преподавателей — 75% — исходит из того, что аудиторный формат является единственно возможным инструментом для создания интеллектуальной площадки, обеспечивающей совместное развитие учителей и учеников.

«Отказ от этого фактически приравнивается к потере основных видов образовательных ресурсов, необходимых для развития личности. Кроме того, значительная часть (39,9%) дополнительно указала на снижение мотивации к профессиональной деятельности. Процент тех, кто не актуализирует этот риск, невелик», — говорится в исследовании.

По мнению социологов, если принимать во внимание результаты эмпирического исследования, то вполне допустимо сказать, что онлайн-обучение достаточного объема ресурсов не имеет:

«Это потенциально может вести к снижению качества образования в российской высшей школе. В целом, можно ожидать профессиональную деградацию преподавателей в условиях онлайн-обучения. Деятельность министерства науки и высшего образования России, которое буквально продавливает онлайнизацию высшей школы, в этом контексте следует рассматривать крайне негативно».

Исследователи предлагают создать для противников классического образования возможность получать электронное обучение:

«Сторонники онлайн-обучения готовы довольствоваться более низким уровнем качества. Их не очень интересует фундаментальное образование, они убеждены в своей способности конструировать качество под индивидуальные запросы, настроены на самообразование по индивидуальной траектории, а само качество готовы заменить на удобство. Их оппоненты, напротив, нацелены на долговременную учебную деятельность, постепенное овладение профессией с возможностью последующего переобучения или уход в науку, ориентацию на внешний стандарт качества образования и ожидания мобилизации мотивационного потенциала от преподавателя.

Совершенно очевидно, что поддержание институционального равновесия требует, чтобы такие студенты учились в разных типах учебных заведений. Онлайн для первых из них — наиболее оптимальный вариант. Но обучение этой группы студентов категорически не должно осуществляться в классических университетах».

Социологи говорят о необходимости создания соответствующих цифровых школ, которым было бы предоставлено право при соблюдении необходимых условий выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца:

«Подобные школы должны быть обеспечены всем необходимым объемом материально-технических и информационных ресурсов. Обучение в них должно быть платным, т.к. любые формы онлайн-обучения требуют большого количества финансовых вложений. Самое затратное из них – это разработка программ-симулякров, которые могли бы воссоздавать в электронном пространстве интеллектуальный и методический ресурс преподавателя. В настоящее время данные программы практически не используются. Следовательно, сформулированное предложение ориентировано на перспективу, а сейчас было бы рационально отказаться от насильственного перевода государственных вузов на онлайн-обучение и вернуться к предложенной реформе на подходящем уровне информационно-технического развития».

Recent Posts

Правый кандидат Хосе Антонио Каст победил на президентских выборах в Чили

САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…

7 часов ago

Кадыров заявил о готовности участвовать в выборах при поддержке Путина и народа

ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…

7 часов ago

Альянс с США и тень Тайваня: Сеул между Вашингтоном и Пекином

СЕУЛ (ИА Реалист). Усиление давления со стороны США на своих союзников с целью укрепления обороны…

9 часов ago

Внутри династии Ротшильдов: Ханна Ротшильд — о власти, доверии и ответственности

ЛОНДОН (ИА Реалист). Ханна Ротшильд, одна из ключевых фигур знаменитой банковской династии Ротшильдов, призналась, что…

11 часов ago

Австралийские власти назвали героем мужчину, обезвредившего стрелка в Сиднее

СИДНЕЙ (ИА Реалист). Австралийский гражданин Ахмед аль-Ахмад, мусульманин по вероисповеданию, обезвредил одного из стрелков во…

14 часов ago

Правительство направило более ₽60,5 млрд на поддержку льготных кредитов для аграриев

МОСКВА (ИА Реалист). Правительство России дополнительно выделило более ₽60,5 млрд на поддержку программы льготного кредитования…

1 день ago