МОСКВА (ИА Реалист). Подавляющее большинство преподавателей указывают на резкое снижение эффективности своей образовательной деятельности при переходе в онлайн. Сюда входит уменьшение профессиональной мотивации и заинтересованности в конечном результате труда, ментальная отстраненность от обучаемых и индифферентность к ним, повышенное беспокойство из-за опасений ухудшения здоровья, равнодушие к повышению профессиональной квалификации, потеря визуального и невербального контроля над студентами. Такой результат показало совместное исследование, проведенное социологами, профессорами ЮФУ Виталием Ковалевым, Александром Дятловым и аспиранткой Александрой Лацвеевой. Полный текст исследования опубликован в журнале «Наука. Культура. Общество».
«Мнение преподавателей по основным позициям коррелируется с точкой зрения студентов. Однако среди обучающихся выявлена устойчивая группа численностью около 25%, которая ориентирована на онлайн-обучение и демонстрирует убежденность, что в условиях его реализации их ресурсы на получение качественного образования возрастают. Нами сформулировано предложение, согласно которому данная группа студентов должна обучаться в специальных онлайн (цифровых) школах по сокращенной программе, где приоритетом будет ускоренное профессиональное обучение», — отмечают социологи.
По данным исследования, большая часть преподавателей — 75% — исходит из того, что аудиторный формат является единственно возможным инструментом для создания интеллектуальной площадки, обеспечивающей совместное развитие учителей и учеников.
«Отказ от этого фактически приравнивается к потере основных видов образовательных ресурсов, необходимых для развития личности. Кроме того, значительная часть (39,9%) дополнительно указала на снижение мотивации к профессиональной деятельности. Процент тех, кто не актуализирует этот риск, невелик», — говорится в исследовании.
По мнению социологов, если принимать во внимание результаты эмпирического исследования, то вполне допустимо сказать, что онлайн-обучение достаточного объема ресурсов не имеет:
«Это потенциально может вести к снижению качества образования в российской высшей школе. В целом, можно ожидать профессиональную деградацию преподавателей в условиях онлайн-обучения. Деятельность министерства науки и высшего образования России, которое буквально продавливает онлайнизацию высшей школы, в этом контексте следует рассматривать крайне негативно».
Исследователи предлагают создать для противников классического образования возможность получать электронное обучение:
«Сторонники онлайн-обучения готовы довольствоваться более низким уровнем качества. Их не очень интересует фундаментальное образование, они убеждены в своей способности конструировать качество под индивидуальные запросы, настроены на самообразование по индивидуальной траектории, а само качество готовы заменить на удобство. Их оппоненты, напротив, нацелены на долговременную учебную деятельность, постепенное овладение профессией с возможностью последующего переобучения или уход в науку, ориентацию на внешний стандарт качества образования и ожидания мобилизации мотивационного потенциала от преподавателя.
Совершенно очевидно, что поддержание институционального равновесия требует, чтобы такие студенты учились в разных типах учебных заведений. Онлайн для первых из них — наиболее оптимальный вариант. Но обучение этой группы студентов категорически не должно осуществляться в классических университетах».
Социологи говорят о необходимости создания соответствующих цифровых школ, которым было бы предоставлено право при соблюдении необходимых условий выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца:
«Подобные школы должны быть обеспечены всем необходимым объемом материально-технических и информационных ресурсов. Обучение в них должно быть платным, т.к. любые формы онлайн-обучения требуют большого количества финансовых вложений. Самое затратное из них – это разработка программ-симулякров, которые могли бы воссоздавать в электронном пространстве интеллектуальный и методический ресурс преподавателя. В настоящее время данные программы практически не используются. Следовательно, сформулированное предложение ориентировано на перспективу, а сейчас было бы рационально отказаться от насильственного перевода государственных вузов на онлайн-обучение и вернуться к предложенной реформе на подходящем уровне информационно-технического развития».