Открытка, посвященная военному восстанию младотурок 1908 года. Султан Абдул-Хамид II был свергнут в 1909 году.
КОНСТАНТИНОПОЛЬ (ИА Реалист). Революция в Турции развивалась по типичному для такого рода революций сценарию. Армяне всегда играли значительную роль в революционном движении в Турции. Дашнакцутюн или Армянская Революционная Федерация (далее – АРФ), начиная с 1890 года вела борьбу, в том числе и вооруженную, против османского правительства. Эта партия была смешанной и не имела единой идеологии. В её рядах были социалисты, анархисты и националисты. Причем со временем националистические настроения всё более усиливались. АРФ была известна многими громкими акциями, среди которых захват Османского банка в 1896 году, с целью привлечь внимание к резне армян, и неудачное покушение на Абдул-Хамида II в 1905 году. Помимо АРФ у армян была еще одна партия, сформированная в Женеве в 1887 году. Это была Социал-демократическая партия «Гнчак» (по-армянски «колокол»).
Но именно Дашнакцутюн активно сотрудничала с «Комитетом единства и прогресса» (далее – КЕП), ставя перед собой главной целью свержение султана, восстановление конституции, введение парламента и гражданских свобод. Впрочем, и деятели «Гнчак» были не против повстанческой деятельности. При этом обе армянские партии в перспективе рассчитывали на введение армянской автономии в провинциях, в которых проживало армянское население. Тут надо заметить, что армяне вовсе не были безответными жертвами турецких репрессий. Они организовывали отпор, в том числе и вооруженный, постоянно требуя себе прав и автономии. Армянские восстания вспыхивали каждый год. Было время, когда КЕП фактически учился у АРФ революционной деятельности. И Турецкой революции 1908 года были рады не только турки-националисты, но и армяне, которым были обещаны места в парламенте. Они считали, что будут строить новую Турцию сообща, и в этой Турции будет место и армянской автономии и равенству армянского народа с другими народами Турции.
Турецкие же националисты всё видели несколько иначе. Все они были сторонниками либо паносманизма, считавшего, что все граждане Турции должны быть османами, признающими единство империи на основе ислама и турецкой культуры, либо пантюркистами, то есть сторонниками новой турецкой национальной идеологии, ставившей во главу угла турецкую этничность.
Надо понять разницу взглядов, те коллективные национальные «Я», которые вошли в противоборство в результате событий, связанных с турецкой революцией, трансформирующей империю в национальную республику. Образующаяся в результате нация может быть гражданской, а может быть этнической. В современной гуманитарной науке одной из самых популярных гипотез, характеризующих процесс построения наций, является теория конструктивизма. Как следует из самого названия, нация в этой теории – коллективное воображаемое, конструируемое коллективным же сознанием. Место империи занимает нация, место Бога – народ, место священного писания – конституция и т.д. При этом священным провозглашается право наций на суверенитет. Это то самое древо свободы, которое нужно поливать кровью патриотов, и которое поливается не только их кровью, но иногда и кровью тех, кто как раз патриотом не является.
Нация может быть политической или гражданской, формирующейся фактически на основе многонациональной общности, проживающей на данной территории. Классический пример такой нации – США или Франция. Но нация может опираться и на национализм господствующей этнической группы, и в этом случае группы, не входящие в нацию, буду лишены в той или иной степени своих прав, а целью внутренней политики станет национализация таких групп по образцу господствующего этноса. Именно по этому пути и пошла Турция после 1908 года. Но могло ли быть иначе?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории формирования турецкого национального самосознания. Она была не такой простой. Проблема была в том, что и имя, и образ турка были нарицательными и носили негативные коннотации и в исламском мире, и в Европе, и в самой Османской империи. В истории ислама турки были кочевниками, положившими конец процветанию арабского мира, что было связано и с культурным кризисом. Для араба турок – это варвар, грубый и необразованный человек.
Образ турка в европейской культурной памяти носит черты монструозности: кровожадный, лишенный разума, развращенный дикарь, превращавший завоеванные им плодородные и богатые земли в пустыню. Добавим к этому то, что турки не одно десятилетие несли европейцам реальную угрозу, воплощая самые мрачные стороны дикого и необузданного Востока. Турки уничтожали европейскую культуру, христианские святыни и другие памятники, поэтому и воспринимались европейцами и христианами как фактически чистое цивилизационное зло, которое необходимо уничтожить. Поэтому, как только Османская империя ослабла, европейцы открыто стали обсуждать необходимость уничтожения Османской империи и раздела её наследия.
При этом христианские меньшинства в империи, начиная с XVIII века, постоянно восстают, вдохновляясь европейскими идеями и поддержкой, вызывают к себе всеобщее сочувствие из-за той жестокости, с которой турки подавляли эти восстания, а подавляли они их действительно жестоко.
Наконец, в самой Османской империи, как это ни странно, слово турок тоже не пользовалась популярностью. Административная верхушка в империи набиралась из детей христиан, насильственно изъятых из их семей. Султаны содержали гаремы, в которых были в основном христианки, и сами несли в своих жилах мало турецкой крови. Классическое исламское образование было арабским, пришедшее ему на смену европейское тоже турок не жаловало. В результате аристократы предпочитали себя называть османами, турками называли простолюдинов и крестьян. Фактически наименование турок означало «мужик», и не пользовалось популярностью.
Во второй половине XIX века зарождается турецкий национализм. На фоне непрекращающихся и нескрываемых от турок разговоров о необходимости уничтожения империи и усиливающегося давления со стороны Европы и России, среди турок формируется страх, что они, утратив своё могущество, будут уничтожены. Кризис усиливается, сепаратистские движения внутри империи становятся необратимыми, все это порождает поиски турецкой идентичности, которая и должна была спасти хотя бы ядро империи.
В этой среде и рождается главная идея будущего пантюркизма – турки, это нация, созданная для господства. Именно в власти над другими – главное предназначение турецкого народа. При этом в течении второй половины XIX – начала XX века происходит вытеснение османской идеи тюркской идеологией. Появляются представления о том, что турки – древнейший народ, изобретший цивилизацию, которая потом неоднократно разрушалась другими народами. Вполне естественно подчиняться туркам как древнему и царскому народу, в то время как любой бунт – это нарушение социального порядка, созданного Аллахом. Это положение турок вело их и к лидерству в исламском мире.
С этой позиции меньшинствам, особенно христианским, была отведена подчиненная роль. В турецком самосознании в их отношении было распространено понятие о «госте», который должен был быть благодарен за то, что ему дозволили жить и трудиться на земле ислама. Христиане не могли служить в армии и занимать административные должности, но они могли заниматься торговыми и финансовыми делами, чем активно пользовались и греки, и армяне. Их успешная деятельность приводила уже к классовым противоречиям. Турки служили в армии и несли основное имперское бремя, при этом они сталкивались с тем, что уровень их жизни значительно отстает от уровня жизни зажиточных греков и армян. Когда же, при неизбежной либерализации христиане стали требовать своих прав, это вызвало еще большую ненависть со стороны турок. Христианские меньшинства воспринимались как скрытые или открытые предатели, как те, кто в случае развала империи примут самое активное участие в уничтожение турецкого народа. Мысль о том, что бывшие рабы могут стать господами, вызывала чувство ресентимента, особенно в контексте Балканских войн 1912-13 гг., когда такие же бывшие рабы сербы и болгары нанесли туркам ряд унизительных поражений.
В этих условиях и возносится на знамя идеология пантюркизма. Интересно, что корни пантюркизма мы находим в России, и одним из первых идеологов пантюркизма был потомок богатых татарских купцов Юсуф Акчурин, уроженец Симбирска, получивший в Турции имя Юсуфа Акчуры. Его «Три типа политики» – самый ранний пантюркистский манифест, выпущенный в 1904 году. В нем Юсуф провозглашал необходимость отказа от исламизма в пользу национализма. Турция должна была отказаться от нетурецких территорий и объединить турецкие народы, в том числе и Среднюю Азию и Кавказ на основе национальной идентичности. Данный манифест был напечатан в египетской газете «Тюрк», ставшей главным рупором пантюркизма.
Сам Юсуф Акчура после революции 1908 года перебрался в Турцию и активно публиковался и при младотурках, а в эпоху правления Кемаля Ататюрка, стал одним из отцов турецкого национализма.
Но более характерна деятельность другого турецкого интеллектуала – Зии Гёкальпа, главного мыслителя пантюркизма. Его настоящее имя Мехмед Зия, а Гёкальп – псевдоним, в переводе означающий «небесный герой». Так он стал себя называть после победы младотурецкой революции. В 1909 году он был избран в центральный комитет партии «Единства и прогресса» и стал ведущим идеологом пантюркизма, основателем турецкой социологии. Активно публиковался. А в 1913 году стал заместителем министра внутренних дел Талаат-паши.
Именно им были сформулированы основные пункты идеологии пантюркизма, которые открыли путь и к идейному обоснованию геноцида армянского народа. Так Гёкальп, за несколько лет до Муссолини, придумал определение личности через общество, под которым он понимал турецкую нацию. Личность становится личностью и обретает смысл своего бытия только в служении обществу и только будучи её частью, – провозглашал он.
Некогда турки обладали великой культурой, но потом она была уничтожена византийцами и арабами, сейчас же турецкий народ должен её возродить, опираясь на достижения современной европейской культуры. Турки должны стать сильной современной нацией, для чего необходимо единство, заключающееся в культурной, религиозной и экономической солидарности. В Турции все должно принадлежать турецкому народу.
Особое место в идеологии Гёкальпа играет образ «героя» или «сверхчеловека», явно заимствованный от немецкого философа Ницше. Таким героем и должен стать турок. «Сверхчеловек» свободен от традиций и законов, он выше них, т.к. реализует историческую судьбу, используя исключительные и, если это требуется, незаконные средства.
Этот турок будущего должен будет реализовать грандиозный пантюркистский проект, предполагающий «путь в Туран», то есть возвращение турками своих древних земель и объединение всех турецких народов, преимущественно за счет России, контролирующей Среднюю Азию и Кавказ. Интересно, что внутри парти иттихадистов было много эмигрантов из России, из Казани, Кавказа и Крыма, то есть регионов с традиционным исламским сепаратизмом.
Естественно, что радикализм Гёкальпа не предполагал никакого компромисса с христианскими меньшинствами, включая армян. Те, кто не подлежал тюркизации, должны были быть исключены из турецкого общества, а то, что мешало построению единого турецкого государства, должно было быть уничтожено.
Остановимся на минутку и проанализируем основные положения идеологии предлагаемой Гёкальпом. В современной социологии ведутся долгие споры о том, какую идеологию правильно называть фашистской. В качестве базового примера обычно берут итальянский фашизм, пришедший к власти в 1922 году. Несмотря на споры, большинство исследователей выделяют те или иные сущностные пункты, которые, согласно мнению современного авторитетного специалиста по фашизму Константина Залесского можно свести к четырем главным признакам фашизма: национализму, этатизму (государственничеству), парамилитаризму и революционности. В идеологии пантюркизма есть они все.
В годы Первой мировой войны Гёкальп много сделает для разработки программы ликвидации армянского населения, а воплощать её на практике будет его друг и соратник Бехаэддин Шакир, судебный медик, который стал основателем «Специальной организации», несущей основную ответственность за геноцид армян. Шакир был своего рода турецким Эйхманом (организатор Холокоста, казненный по приговору израильского суда в 1962 году).
Гёкальп после прихода к власти Кемаля Ататюрка войдет в великое национальное собрание Турции и умрет в почете в 1924 году в Константинополе. Шакиру так не повезет. Приговоренный в 1918 году в турции к смертной казни, он бежит в Берлин, где будет застрелен армянским студентом. Впрочем, и его вдове Кемаль Ататюрк назначит пожизненную пенсию, признав «заслуги» мужа.
Таким образом в 1913 году к власти в Турции придет протофашисткий радикально-националистический режим, преемственность с которым турецкая политическая система сохраняет и по сию пору. Добавим к этому и то, что в результате Балканских войн 1912-13 годов Турция лишится последних территорий в Восточной Европе, при этом часть европейских турок будет изгнана, а часть истреблена. Вот-вот должен будет «отвалиться» и Египет. Османская империя окажется фактически в границах своих исконно турецких территорий. Усиливаются как страхи, так и националистические настроения. В декабре 1913 года партия «Единение и прогресс» фактически устанавливает диктатуру в лице триумвирата, все другие партии постепенно попадают под запрет, включая армянские. Так в июле 1914 года арестовываются активные члены армянской Социал-демократической партии «Гнчак». Из 20 человек в следующем 1915 будут казнены 11.
Известно, что в ряде держав, начавших одну из самых кровавых войн в истории человечества царил патриотический подъем, что элиты этих стран испытывали энтузиазм по поводу грядущего передела мира, что было огромное количество добровольцев, и сотни тысяч людей чувствовали небывалое единство. В немецкой науке и литературе есть даже специальный термин для этого – «августовское воодушевление». Так вот в Турции никакого воодушевления не было. Страна уже устала от революций и войн, население не испытывало патриотического подъема, при демобилизации, несмотря на самые суровые меры, было много дезертиров, стремившихся покинуть страну. Триумвират и правящая партия были уверены, что для страны настал Судный день. Таким образом в Первую мировую войну Османская империя входит в состоянии националистической, фактически фашистской диктатуры, испытывая экзистенциальный страх перед своим будущим.
Даниил Семикопов — кандидат философских наук, историк русской религиозной и политической мысли, доцент кафедры философии и теологии Мининского университета, специально для ИА Реалист
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…
ПЕКИН (ИА Реалист). Китайский малозаметный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета CH-7 совершил первый испытательный…
ПЕКИН (ИА Реалист). Экономическое замедление в Китае в ноябре приобрело более устойчивый характер: рост розничных…
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…