МОСКВА (ИА Реалист). Мягкая сила имеет в своем качественном составе вполне исчерпывающий набор инструментов: поп-культура, стиль, драматургия, герои и образы, символы повседневного и бытового комфорта.
Образы, визуал и драматургия современной русский жизни — тот путь преодолений, которые наш протагонист проходит, достигая цели и исполняя мечты, должен влюблять.
Способность влюблять, увлекать в свою программу будущего, интриговать, вызывать желание влиться в этот исторический проект безумно талантливых и глубоко симпатичных людей — вот идеальные качества любого творческого, интеллектуального и повседневного продукта, который выходит с этими забавными русскими буквами на ярлыке (именно ярлыке, а не лэйбле).
Музыка. Дизайн и архитектура. Образ русского человека с его особой улыбкой и способностью подарить неповторимые переживания от личного взаимодействия. А это уже кино, театр, визуальное содержание для интернет-площадок.
Как ни крути, а «Вкусно и точка» — это дженерик. Совершенно объяснимый факт, учитывая сроки, в которые принимались решения о сохранении огромной сети быстрого питания.
Нужны свои продукты — недженерики. И здесь придется ох как сложно. Придется работать системно, чтобы появились свои несущие конструкции, аналогичные «скандинавской архитектуре» или «брит-попу».
Во-первых, нужно будет подвергнуть тщательной ревизии покрытый пылью набор советских и квазирусских символов. Балалайка, матрешка, ансамбль «Березка» — плоды века двадцатого, мало органичные, созданные наспех, чтобы у РСФСР тоже было что-то этническое, как у той же Советской Украины или Закавказских республик СССР. После массового переселения деревни в города, смены уклада — где-то насильственного, где-то обьективно-исторического, — русский Афоня позабыл свои поля и уклад предков.
Большой ошибкой была бы чрезмерная культивация советской эпохи. Эстетика советского быта должна играть в палитре новой русской вселенной примерно ту же роль, какую в современной британской культуре играют образы Бирмингема 1920-х годов из сериала Peaky Blinders (Острые козырьки). Винтаж. Стильный декор. Хорошо, кстати, продаваемый. [Продаваемости не нужно стесняться. Нужно к ней тянуться].
Но мы не должны стремится вернуть себя во времена первой модели «Жигулей», добрых советских фильмов, равно как и в эпоху динозавров нам тоже незачем съезжать вниз по эскалатору времени.
В русской эстетике 20-х годов XXI века острый дефицит завораживающих контуров будущего. И их — контуры — надо культивировать и лелеять. Взращивать. Беречь любой более-менее ровный росток нового смысла.
У нас острейший дефицит современных композиторов, дизайнеров, драматургов, писателей. Нам нужно стимулировать творчество в школах, создавая центры современной музыки, визуального искусства, писательского мастерства. Вот где нужны олимпиады, выявляющие самородков.
Нужен культурный самобытный бум, органичный и вызывающий зависть у ближних и дальних соседей. Без этого нам не добиться и не удержать позитивного внимания к себе. Не только извне, но и собственного чувства стратегического достоинства, если так можно выразиться.
В этом смысле, прекрасно, что Алла Пугачева уже не с нами. К ней можно по-разному относиться, но это груз, оковалок эстетического прошлого, который пришлось бы сковыривать, как нарост. А тут все как-то само произошло…
Денис Дворников — публицист, спичрайтер