МОСКВА (ИА Реалист). Росздравнадзор выпустил проект приказа, разрешающего ремонтировать импортную медтехнику неоригинальными запчастями и комплектующими.
Медучреждения смогут это делать на законных основаниях с 1 сентября 2023 года. Сейчас отечественные производители способны покрыть не более 30% рынка медоборудования. Подавляющая часть аппаратуры для КТ, МРТ и УЗИ, произведена в странах Европы, США и Азии. Сервисные услуги затруднены, поскольку они сопряжены с процедурой вывоза вышедшей из строя техники за границу в недружественные государства, где оборудование могут попросту заблокировать либо отказать в услуге.
Оказывается, так можно было. А истории, про то, что без оригинальных запчастей все умрут – это был просто маркетинговый ход? В медицине, по сути, легализовали обратный инжиниринг (промышленное копирование, оборудования и комплектующих).
Заметим, что первой ласточкой, посягнувшей на иностранную интеллектуальную собственность, был не Росздравнадзор, а Минтранс. В октябре 2022 года разрешили использовать неоригинальные импортные запчасти для ремонта гражданских самолетов. А в ноябре в «Аэрофлоте» даже дозрели до их автономной сертификации и независимого (от иностранных партнеров) техобслуживания. Ради поддержки летной годности «подсанкционного» авиапарка был создан центр компетенций, оказывающий услуги по конструкторскому сопровождению и эксплуатации: центр нормирует допуск неоригинальных горючее-смазочных материалов и «альтернативных» комплектующих.
Аналогичные постановления и центры компетенций как воздух требуются и всем остальным секторам экономики. Наиболее остро проблема стоит в транспортной отрасли, где давно существуют производственные ресурсы для реинжиниринга и промышленного восстановления деталей машин, однако отсутствует нормативная база и законные основания для работы таких компаний. Нету даже соответствующих кодов ОКВЭД для предприятий, занимающихся восстановлением. В прошлом году крупнейшие отраслевые объединения «Союз транспортников России», «Союз Автосервисов» требовали от Правительства легализовать индустрию восстановления деталей. Вопрос пока не решен. Похожая ситуация в станкостроении, в энергетике, на железных дорогах. А ведь есть еще микроэлектроника, беспилотная авиация, биотех…
Если власти боятся «дуть против ветра» и принимать закон о статусе недружественной интеллектуальной собственности, то сценарий, реализованный «Аэрофлотом» — это вполне себе выход из положения. Дипломатично и аккуратно, без вызывающей реформы законодательства, такие центры компетенций тихо создаются при отраслевых консорциумах, и вуаля: через пару лет страна получает осмысленную индустрию обратного инжиниринга. Причем, сделанную не где-то в гараже, а вполне на достойном уровне, со своей внутренней системой контроля качества и сертификации.