ПАРИЖ (ИА Реалист). Празднование 150-летия Парижской коммуны (18 марта 1871 г. – 28 мая 1871 г.) по-прежнему вызывает политические споры во французской столице, сообщает телеканал France 24.
Революция 1871 года остается весьма актуальной в период повсеместного политического недовольства. Намеки на Коммуну становятся все более обычным явлением на акциях протеста, они появляются на стенах, плакатах и в социальных сетях. В частности, лозунг «Нам наплевать на май 68-го, мы хотим Коммуну» («Mai 68 on s’en fout, on veut la Commune») можно увидеть на протестах студентов и рабочих.
Даже на базе футбольного клуба в парижском квартале Менильмонтан в 2014 году появился одноименный антифашистский клуб (Ménilmontant FC), на гербе которого изображена лодка, а также герб Парижа с красными и черными парусами, напоминающими флаги коммунаров.

«Я не могу сказать вам, мертва или жива Коммуна, но ее дух определенно живет в этой части города. Вы видите это в солидарности между людьми, которая только выросла после недавних блокировок, объединив старых и молодых», — утверждает 66-летний член клуба Ив Лечча, добавляя, что социальные движения в последние годы сталкиваются с растущим уровнем репрессий, имея в виду «желтые жилеты» и другие организации.

В Менильмонтане и за его пределами уличное искусство отводит почетное место женщинам Коммуны — от Луизы Мишель до ее анонимных соратников. Подчеркивая жесткий характер восстания, некоторые художники изображали их на баррикадах с ружьями и булыжниками в руках. Другие более просветительские работы отдают дань уважения женщинам, которые боролись за равную оплату труда, образование и политические права при Коммуне, но в итоге были подавлены.

Буржуазный истеблишмент Франции был в ужасе от того, как женщины выступали в политических клубах, строили баррикады, требовали равной оплаты и права на развод. Женская эмансипация была не единственным «пороком», который приписывали Коммуне: ее предполагаемый космополитизм (горстка проживающих в Париже иностранцев сыграла видную политическую и военную роль в восстании) также осуждался реакционно настроенными современниками. К примеру, писатель Альфонс Доде утверждал, что «Париж оказался в руках негров».
Быстрое поражение Парижской коммуны и кровавое ее подавление во многом сформировали ее наследие: радикальное восстания было побеждено силой, а не собственной неудачей, оставив за собой шлейф надежд и чаяний, которые Коммуна не смогла ни осуществить, ни предать. Это способствовало романтизированный образ события, которое вдохновило поэта Артура Рембо на строке о «рассвете, возвышенном, как стая голубей».