Categories: Мнения

Территория и национальное самосознание в России тесно взаимосвязаны

Именно территориальный, географический фактор зачастую лежал в основе политических, общественных, культурных процессов, происходивших в России. Колонизация земель были важнейшим условием для поддержания необходимого уровня жизни, обширные территории выступали необходимым условием поддержания общественной стабильности, напоминает историк Борис Якеменко.

МОСКВА (ИА Реалист). Одной из фундаментальных основ российской цивилизации всегда была колонизация, постоянное расширение своих границ. Начавшийся еще в IX-X веках, этот процесс продолжался вплоть до начала ХХ века и имел свои следствием создание огромной, уникальной по своим размерам, природным, географическим факторам территории Российского государства. Данный процесс расширения границ в сочетании с характером пространства и его климатом во многом сформировал национальный менталитет.

Именно территориальный, географический фактор зачастую лежал в основе политических, общественных, культурных процессов, происходивших в России. Колонизация земель были важнейшим условием для поддержания необходимого уровня жизни, обширные территории выступали необходимым условием поддержания общественной стабильности.

Старообрядцы уходили за Урал и дальше, на Аляску, не желая оказаться объектом преследования со стороны властей, в Сибирь уходили крестьяне, не хотевшие подчиняться крепостному гнету (там не было крепостного права), другие недовольные бежали на Дон и формировали казацкое сословие.

Огромную роль в этом процессе сыграла Церковь, благодаря которой была создана уникальная «технология» мирной колонизации огромных территорий, требующая именно сегодня, в период защиты суверенитета, самого тщательного изучения. Соединение этнической и религиозной самоидентификации позволило Церкви сделать освоенные ею регионы наиболее «русскими», «российскими» из всех, что сегодня входят в состав России. Речь идет прежде всего о «Русском Севере».

Территория и национальное самосознание в России теснейшим образом связаны друг с другом. Поддержание этой связи осуществлялось в самых различных культурных и традиционных формах, начиная от комплекса полуязыческих ритуалов, как, например, «исповедь земле» и заканчивая многовековой традицией паломничества. Последняя захватила практически все слои общества и стала очень интересной формой познания собственной страны в постоянном путешествии от храма до храма, от города до монастыря, что можно видеть на примере целого пласта литературных памятников «Хождений» и преданий, связанных с «каликами перехожими».

В заключение необходимо вспомнить, что Георг Гегель разделял колонизацию на два типа. Первый — это создание новой родины и второй — завоевание с целью эксплуатации, когда территория захватывается, но не осваивается. России всегда была свойственна колонизация именно первого типа. Присоединение новых земель к России было преимущественно мирным, а вхождение их коренного населения в состав российского государства добровольным. Такие характерные для западноевропейской колонизации Северной и Южной Америки или Австралии явления, как истребление аборигенов для размещения на их территориях колонизаторов было совершенно невозможным явлением в российской практике колонизации.

Напротив, русским при освоении очередной территории предписывалось селиться «только на порозжей (то есть пустующей) земле», пришедшие быстро овладевали языком и обычаями аборигенов, а налоги коренного населения и пришельцев почти не отличались — перед государством все были равны. П. Буцинский справедливо отмечал удивительную способность русских «мирно уживаться со всякою народностию».

В источниках XVI-XVII у друга в домах, едят за одним столом, заводят семейные связи. Примечательно, что дети от смешанных браков, заключенных в ходе колонизации, никогда не считались «второсортными», как мулаты и метисы в западноевропейских странах. Характерный пример — абсолютное большинство народов, оказавшихся в составе России в XVIII-XIX веках, существенно увеличили свою численность.

Борис Якеменко — заместитель директора Центра исторической экспертизы при РУДН

Борис Якеменко

ФИО: Якеменко Борис Григорьевич Дата рождения: 12 августа 1966 года Город: Москва Страна: Россия Образование: Российский университет дружбы народов Ученая степень: кандидата исторических наук Специализация: история России Научные и общественные интересы: история Средневековой Руси, русская средневековая культура и общественная мысль, история религий

Recent Posts

BP назначила Мег О’Нил новым генеральным директором

ЛОНДОН (ИА Реалист). Британская нефтегазовая корпорация BP объявила о назначении генерального директора австралийской Woodside Energy…

3 часа ago

Мадуро обвинил Трампа в колониальных амбициях

КАРАКАС (ИА Реалист). Президент Венесуэлы Николас Мадуро, выступая на митинге в столице в среду, заявил,…

7 часов ago

Путин на коллегии Минобороны заявил о «стратегической инициативе»

МОСКВА (ИА Реалист). Президент России Владимир Путин 17 декабря выступил на расширенном заседании коллегии Минобороны…

15 часов ago

Дроны в Судане убили более 100 мирных жителей в регионе Кордофан

ХАРТУМ (ИА Реалист). По меньшей мере 104 мирных жителя погибли в результате серии ударов беспилотников…

1 день ago

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту…

1 день ago

Трамп объявил «полную блокаду» санкционированных нефтяных танкеров Венесуэлы

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп во вторник распорядился ввести «полную и тотальную блокаду»…

1 день ago