Пропаганда
МОСКВА (ИА Реалист). Ключевым вопросом сегодня, как во время прохождения любых исторических развязок, является вопрос о пропаганде. Если мы хотим, чтобы наши представления о мире дошли до максимального количества людей и были убедительными, мы должны уделять пропаганде в сотни раз больше времени и выделять гораздо больше средств, речь идет не только о деньгах.
Сегодня часто путают понятия «пропаганда» и «пиар». На самом деле различия у них принципиальны. Пропаганда — это инструмент двусторонней коммуникации, она публична и ее механизмы — это «давление» и «формирование». Пропаганда, как было определено более 100 лет назад в социал-демократический среде, — это передача идей в комплексе, так, чтобы при передаче ничего не поменялось местами и адекватно было донесено до аудитории.
Пропаганды нет без общественного мнения. А общественное мнение при внешней гомогенности весьма сложное явление и действовать на него надо словом устным и письменным, образом, жестом, знаком одновременно. Сегодня мы переживаем время визуальности — в человеческой истории эпохи нарративов с известной регулярностью сменяются эпохами визуальности. При этом периоды актуализации визуальности, как правило, совпадали с периодами «внутреннего освобождения», обостряющимся стремлением к поиску истины. Визуальный образ (в отличие от текста) не требует доказательств (хотя сейчас это не непреложно) и может «бездоказательно» убедить многих.
При этом современные технические средства позволяют убеждать противника даже тогда, когда приходится говорить о парадоксальных вещах. Луи Альтюссер подчеркивал, что если обращаться к людям с определенными идеями так, словно они уже имеют эти идеи и убеждения, то это работает. От психологии, роль которой сегодня велика как никогда, никуда не денешься. Психолог Соломон Аш в ходе экспериментов подтвердил, что если сообщить/показать человеку заведомую и очевидную дичь и при этом активно галдеть массой о том, что это правда, то 75% хотя бы несколько раз, но соглашаются с мнением большинства.
Поэтому надо помнить — пропаганды много не бывает. Она должна быть предельно проста, чтобы даже самый отсталый субъект сумел осознать услышанное или прочитанное. То есть она должна ориентироваться на отстающего — чем меньше человек знает, тем крепче он держится за те несколько постулатов, которые до него дошли. Надо говорить разными языками об одном и том же, причем так, чтобы не позволить сомневаться и колебаться. Выбор должен быть сделан только один и тот, что нужен. Пропаганда должна воздействовать на эмоции и чувства, а не на сознание, ибо это не научные постулаты.
При этом важно понимать, что настоящая пропаганда всегда рассчитана не только на конкретного человека/социальную страту, но на то, что то, что говорится/показывается слышит кто-то еще, некий абстрактный, обобщенный субъект (примерно об этом говорил Гройс, рассуждая о взгляде на прохожего).
Важно помнить, что пропаганда — это средство оперативной доставки идеологии от производителя к потребителю. Скорость имеет значение — продукт не портится и не рассасывается. Пропаганда — это средство доставки власти до субъекта, средство связи последнего и государства. Здесь важно учитывать то, что особенность восприятия реальности современным обществом состоит в том, что люди не склонны до конца верить тому, что видят и слышат (ибо слишком много противоречий), а склонны доверять своему воображению, которое способно связать в единое целое то, что универсально и непротиворечиво. То есть людей убеждают не факты, а непротиворечивость общей системе взглядов.
Поэтому задача пропаганды — вести от противоречий к непротиворечивой картине действительности, а не к истине. То есть чем сильнее пропаганда отделяет человека от реального мира, тем она убедительнее. И, наконец, важнейшая задача пропаганды — добавлять субъекту самоидентификации. Чем больше он слушает/смотрит — тем больше чувствует себя тем, кем хотел бы быть, но никогда не был. То есть становится зависим от пропаганды.
Все это и многое другое сегодня нужно, как никогда.
Борис Якеменко — заместитель директора Центра исторической экспертизы при РУДН
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…
ПЕКИН (ИА Реалист). Китайский малозаметный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета CH-7 совершил первый испытательный…
ПЕКИН (ИА Реалист). Экономическое замедление в Китае в ноябре приобрело более устойчивый характер: рост розничных…
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…