В Единый день голосования 8 сентября с.г. состоятся выборы в Мосгордуму. Они пройдут по мажоритарной системе в 45 избирательных округах. Оппозиционная партия “Гражданская инициатива” выдвинула восемь кандидатов. В избирательном округ № 5 тележурналист Роман Бабаян поборется за депутатское кресло с Дмитрием Гудковым.
Из нынешнего состава мэрия утвердила кандидатуры Алексея Шапошникова, Андрея Метельского, Кирилла Щитова, Александра Семенникова, Антона Молева, Степана Орлова, Евгения Герасимова, Леонида Зюганова, Людмилы Гусевой и Ларисы Картавцевой.
Какой стиль проведения кампаний сформировался в Москве? Какие вызовы стоят перед новыми кураторами московской политики на выборах в столичный парламент? На вопросы корреспондента ИА “Реалист” ответил политолог Андрей Колядин:
“Московские кампании всегда характеризовались максимальной концентрацией административного ресурса. Включая форму админресурса, которая считается не совсем законным, с давлением на избирателей и бюджетников с требованием прийти и проголосовать за выдвигаемого кандидата, так и административный ресурс, который применяется во время всех выборов и под статьи самых различных кодексов не попадает. Например, межэлитные договоренности. Когда задолго до выборов руководители внутриполитического блока садятся вместе с политическими партиями и другими акторами политической системы региона и договариваются: кому они позволяют на том или ином избирательном участке из представителей основного политического бомонда избраться. После этого включаются все механизмы для того, чтобы никто кроме оговоренных фигур в политическом действии под названием выборы не участвовал или не имел шансы на победу.
В ход идут ограничения, муниципальные фильтры (если речь о выборах главы региона), проводят всевозможные праймериз, которые отсекают ярких, талантливых, незаурядных людей в пользу тех, кто согласован властью.
Все это в полной мере было представлено на московских выборах. Плюс, сушка явки. Такой прием позволяет заставить прийти на участки только тех, на кого есть аппаратное давление или тех, кто готов голосовать за представителей власти. Все остальные, как политические акторы, в ходе этих выборов власть не интересуют. На выборах муниципальных депутатов, которые проходили в 2017 году, сушка явки и некие аппаратные ресурсы привели к тому, что только 14,8% москвичей пришли и проголосовали.
Думаю, попытки применить прежний опыт московских выборов будет и сейчас.
Однако сегодняшние политические турбуленции, вызванные и федеральными трендами, а именно ожиданием смены власти в стране, передачи единственной эффективной системы президентской власти преемнику, о чем сейчас все говорят. В этот процесс включается все больше акторов, желающих поучаствовать в дальнейшем переделе ресурсов влияния на общество и власть. На перераспределение власти, бюджета, недр. Все это в полной мере относится и к политике тоже. Претенденты на передел власти понимают, что в мутной политической воде проще ловить рыбу. И готовы поддержать любые инициативы, ослабляющие современный властный монолит. Вкладываясь даже в протестную активность.
Соответственно, группы влияния, вкладывая ресурсы в протестные действия на территориях, преобразуют политическую среду так, что люди, приходящие на выборы, начинают с меньшим уважением относиться к государству и не желают голосовать за кандидатов, которые с властью ассоциируются. Это резко снижает административный ресурс и нарушает строенную систему аппаратного проведения выборов.
Тем не менее, считаю, что в Москве по-прежнему будет превалировать именно эта система выборов кампании, которая применялась во время Раковой.
Сейчас определяются мажоритарные кандидаты близкие к власти, анализируются округа и возможности оппонентов выставить более сильных игроков. Мэрия готовится противостоять появлению сильных оппозиционных кандидатов в округах для того, чтобы провести своих людей. На этом аппаратном этапе определяется, каким будущий столичный парламент видит московская власть, кто туда должен входить и каким образом создать проблемы для тех харизматических персон, которые власти неблизки. Удастся ли эту схему реализовать в очередной раз на территории Москвы, не знаю.
Если к межэлитным договоренностям будут подключены сильные политические технологи, способные не только провести соответствующий отбор и отсев кандидатов, но вложить серьезные смыслы в уста и головы кандидатов, близких власти, провести нормальные кампании, то результат для Мосгордумы и власти современной Москвы будет очень хороший. Если все пойдет по старой схеме, то результаты будут печальные для московских властей. В составе Мосгордуме появятся новые персоны, которые не прогнозировались заранее”.
Андрей Колядин – политолог, специально для ИА “Реалист”