Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что необходимо менять концепцию межбюджетных отношений федерального центра с регионами. “Мы настаивали и настаиваем на том, чтобы изменить концепцию межбюджетных отношений, имея в виду также более справедливое перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и субъектами Федерации. Понимание того, что это надо делать, в правительстве, Министерстве финансов есть”, – заявила Матвиенко в интервью РБК.
Проблему межбюджетных отношений центра с регионами Информационному агентству “Реалист” прокомментировал кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин:
“Подобного рода заявления госпожа Матвиенко делает не в первый раз. В качестве председателя Совета Федерации она позиционирует себя как лоббист интересов регионов в Москве, а регионы сейчас больше всего беспокоит изъятие у них доходов, перекладывание все больших социальных обязательств государства на региональный бюджет. Глава верхней палаты парламента понимает основную болевую точку в отношениях федерального центра и регионов. Матвиенко шлёт сигнал регионам о том, что она является их доверенным лицом, лоббистом в федеральном центре.
Следует учитывать, что де-факто, согласно существующей практике, вопрос финансовых отношений между центром и регионами не является прерогативой Совета Федерации и законодательной власти вообще. Все это отдано на откуп исполнительной ветви власти – правительству России. Ясно, что после президентских выборов Москва и регионы все-таки будут как-то урегулировать эту ситуацию, а для этого нужны не только непубличные площадки, но и площадки публичные. Полагаю, что в планы Матвиенко входит предание Совету Федераций статуса публичной площадки, на которой будут проходить переговоры между федеральным центром и регионами.
Все регионы, даже дотационные недовольны сложившейся системой финансовых отношений с федеральным центром. Дотационные регионы, прежде всего национальные республики, недовольны тем, что им эти дотации урезают. Умеренно дотационные регионы недовольны не только тем, что им эти дотации урезают, но и – на них перекладывают все больше социальных обязательств. Недовольство регионов-доноров заключается в том, что с них так или иначе пытаются эти доходы дополнительно собрать. Например, весьма показательна история с Сахалином. Пока сахалинским властям частично удалось отбиться.
Регионы понимают, что если ничего не предпринимать, то тренд отношений с федеральным центром будет заключаться в дальнейшем снижении доходной базы. В первую очередь, это касается регионов-доноров, и они этим крайне недовольны. В публичной сфере признаки этого недовольства наблюдаются уже больше года “.
Павел Салин – кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, специально для Информационного агентства “Реалист”