Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Средний класс России «не вписался» в постковидный рынок

Москва, 18.08.2020, 14:19

Российские ретейлеры демонстрируют президенту Владимиру Путину, что не верят в его планы по возрождению среднего класса после резкого падения доходов в этом году, передает агентство Bloomberg. По данным издания, число дискаунтеров растет по всей стране, даже крупные ретейлеры открывают магазины с товарами по более низким ценам.

Фото: depositphotos.com

С какими трудностями столкнулся средний класс у нас в стране? На вопрос ИА Реалист ответил экономический обозреватель Андрей Стариков:

«Средний класс в России безусловно скукожился. Оглянемся по сторонам. Пандемия коронавируса уронила ВВП страны на 8,5%. Плохие цифры, но не драматические. Во втором квартале 2020 года ВВП Евросоюза переживал падение в 14,4%. COVID-19 одномоментно отбросил европейскую экономику на 15 лет назад.

Упал российский экспорт, в том числе экспорт энергоносителей. Глобальная экономика делает зависимым от мировой конъюнктуры каждого из ее участников и мы – не исключение. Европа и Китай «подзаморозились», стали меньше производить, меньше потреблять. Соответственно, это находит отражение и в торговом балансе РФ.

Внутриэкономическая ситуация повторяет глобальные тенденции. Экономика встала. Более месяца россияне сидели по домам. Пострадал малый бизнес. Многие предприятия сферы услуг закрылись. Удар пришелся по тому самому среднему классу, который, к слову, в культурно-политическом и даже потребительском плане только начал оформляться в России.

Огромные финансовые вливания правительства смягчили экономические последствия пандемии. Бюджетный сектор пережил ее относительно безболезненно. А вот значительное число предприятий малого и среднего бизнеса, как цинично говорили гайдаровские младореформаторы в свое время, «не вписались в [постковидный] рынок».

Из-за падения реальных доходов населения вырос спрос на более бюджетные товары. Сузился удельный вес среднеценового ритейла, который год от года увеличивал свою долю на российском рынке. Закономерность экономических шоков: в период турбулентности растет потребление бюджетной продукции и, как не странно, премиалки. Во втором случае свою роль играют негативные экономические ожидания. Каждый этап резкого ослабление рубля сопровождается не только пустыми полками консервов в «Пятерочке», но и опустевшими салонами люксовых авто и ювелирными бутиками.

Страх – сильный мотиватор. Россияне пытаются скупить по максимуму, пока, в соответствии с экономическими ожиданиями, не стало совсем плохо. Правда, в сравнении с тушенкой в жестяных банках, всплеск спроса на Mercedes и Tiffany – очень краткосрочен. Эмоции проходят и потребительское поведение начинают определять реальные доходы широких слоев населения. А эти доходы, повторяя динамику ВВП, упали».

Çàãðóçêà...