Татьяна Понька: Православная вера помогла Русскому народу создать великое государство

Москва, 16.04.2017, 10:15

16 апреля православные христиане отмечают Светлое Христово Воскресение самый важный христианский праздник, символизирующий новое начало и возрождение жизни. В этом смысле сама православная вера сыграла в истории Российского государства особое значение. О влиянии Православия на политику и культуру сквозь века Экспертной трибине "Реалист" рассказала кандидат исторических наук, автор "Истории отечественной культуры IX-XXI веков" Татьяна Понька:

"В период правления Владимира Святославовича по его инициативе в 988 г. произошло одно из самых значительных для русской истории событий – принятие Русью христианства в византийском варианте – Православия. Для Руси и Владимира существовали и другие варианты выбора: христианство в римском варианте – католицизм, ислам, иудаизм. Эти религии исповедовали сопредельные с Русью государства: католичество – страны Европы, ислам – Волжская Булгария, иудаизм исповедовала верхушка Хазарии. И Владимир сделал выбор в пользу христианства византийского, православного толка.

Принятие христианства было огромно и проявлялось буквально во всем.

Прежде всего, значение приятия христианства было важно в политическом плане, так как вместе с Православием в восточнославянском обществе стала укрепляться мысль о том, что власть великого князя от Бога, поэтому подданные должны ему беспрекословно подчиняться, что способствовало укреплению великокняжеской власти. В период собирания восточнославянских земель, складывания основ государства, христианство и Церковь стали той скрепой, вокруг которой объединялось общество и государство. Христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский, религия стала той оболочкой, которая дала духовную и нравственную защиту русскому человеку. Государство обрело духовный стержень, церковь стала объединяющей силой в обществе.

Христианство способствовало гуманизации нравов, нравственному возвышению личности. Церковь учила человека понятиям добра и зла, упорно боролась против такого распространенного явления в то время, как работорговля; причинение смерти даже одному человеку Русская Церковь осуждала и рассматривала как страшное преступление.

Христианство в значительной степени преобразило и огородничество. Новая религия требовала многодневных постов; появились новые виды овощей и фруктов, что позволило значительно разнообразить питание восточных славян. Лучшими огородниками на Руси всегда были монахи.

Принятие христианства способствовало появлению такого уникального явления как русская культура – гуманная и открытая, с мощной опорой на народные истоки. На Руси возникла письменность; первые рукописные книги церковного содержания появились в XI веке. Для совершения богослужений нужны были храмы, на Руси появилось каменное зодчество. У греков русские мастера переняли приемы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело. Для украшения храмов нужны были иконы; появляется иконопись – изображения святых, Иисуса Христа, Богородицы, сцены из их жизни. Самым любимым религиозным образом на Руси стал образ Богородицы; появилось фресковое, мозаичное искусство.

Принятие христианства имело большое значение и в международном плане. Ширились политические, культурные контакты Руси и западных стран. Культурное взаимодействие со странами Европы было равноправным и взаимным, так как Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы. Но в то же время принятие православия привело к культурному размежеванию восточных славян и части южных славян, принявших Православие, с западными славянами, принявшими христианство из Рима. Восточные славяне ушли в орбиту византийской, а западные – в орбиту латинской культуры.

Дав Руси в 988 году веру православную, князь Владимир Святославович не ошибся в выборе и предопределил великую судьбу Руси. Русские правители и Русская Церковь смогли создать великое государство от Балтики до Тихого океана, в котором нашли защиту и получили возможность развития самые разные народы с их религиями и культурными традициями".  

 

Татьяна Понька кандидат исторических наук, доцент РУДН, специально для Экспертной трибуны "Реалист"