Захираддин Ибрагими: Баку толкает народы Азербайджана на самоопределение ради выживания

Баку, 25.12.2018, 15:11

Талыши предлагают такую модель сосуществования, когда отвергаются любые националистические идеи, ведущие к развалу страны

Фото: Wikiwand

 

Государственный флаг является одним из символов государства, который должен объединять проживающие в стране народы, на основе общепринятых ценностей. Символы многонационального государства не должны выражать превосходство одной национальности над другой, так как это рано или поздно толкает ущемленные народы на адекватные действия, в результате чего происходит межнациональный раскол. Азербайджан - одно из не многих, а возможно, единственное многонациональное государство, на государственном символе которого демонстрируется превосходство одной тюркской национальности над другими, нетюркскими проживающими в этой же стране. На флаге Азербайджанской Республики фактически декларируется этноцид через тюркизацию коренных народов, что толкает местные народы на самоопределение ради выживания.

В общем уже более ста лет талыши в Азербайджане ведут борьбу против тюркизации, которую местные СМИ и власти окрестили «талышским сепаратизмом». Хотя сам термин сепаратизм не несет негативного смысла, как пытаются преподнести азербайджанские СМИ. Большое количество государств образовалось в результате сепаратизма, да и международное право декларирует принцип равноправия и самоопределения народов. То есть международное право дает каждому народу право самоопределиться, что, по сути, составляет правовую основу сепаратизма. В 1993 году талыши, не нарушая другого основного принципа международного права, принципа территориальной целостности государства, самоопределились и создали Талыш-Муганскую Автономную Республику в составе Азербайджанской Республики, хотя имели право и на полное отделение в силу нарушения принципа равноправия народов. К этому талышей толкнули сами власти Азербайджана, продолжив курс на тюркизацию и попирание прав автохтонных народов этой республики и после распада СССР.

Кстати, если на то пошло, то создание в начале XX века Азербайджанской Республики на Южном Кавказе вполне можно назвать сепаратизмом, так как эти территории входили в состав Российской империи. Но в этом отношении официальная бакинская пропаганда использует другие термины, такие как «борьба за независимость», «борьба за государственность», «национально-освободительная борьба» и т.п. В Азербайджане, да и в Турции эти термины используются для обозначения любых тюркских сепаратистских движений. И вообще, в пантюркистском мировоззрении, тюрки являются исключительной нацией, имеющей право на национально-освободительную борьбу, на борьбу за государственность и независимость, на создание государств, а также завоевательных войн в любой точке планеты Земля, если это будет возможным. По их мнению, тюрки имеют право на захват, аннексию, завоевание, покорение, отторжение территорий, но покоренные когда-то ими народы не имеют таких прав, и в одностороннем порядке будут считаться сепаратистами, которых следует преследовать и уничтожать.

Итак, первая Азербайджанская Республика была провозглашена 28 мая 1918 года. В начале 1920-го года на Парижской мирной конференции ее де-факто признал Верховный совет союзных держав. Однако в Лигу Наций первая Азербайджанская Республика не попала, поскольку, как объяснялось в меморандуме Генерального секретаря Лиги Наций, «территория Азербайджана являлась частью Российской империи, ввиду чего возникает вопрос, достаточно ли объявления… о независимости и признания Союзными Державами… для того, чтобы считать Азербайджан де-юре полностью самоуправляемым государством». Этого оказалось недостаточно: уже в апреле 1920-го в республике начали устанавливать советскую власть.

После создания республики 28 мая 1918 года 21 июня того же года азербайджанское правительство приняло решение о государственном символе – государственном флаге. Согласно этому решению государственным флагом Азербайджанской Республики было объявлено полотнище, «изготовленное из красной материи с изображением белого полумесяца и белой восьмигранной звезды на красном фоне». Тогда азербайджанский флаг был идентичен с флагом Османской Турции. Разница была лишь в том, что звезда на турецком флаге была пятиконечной, а на азербайджанском – восьмиконечной. Это решение объяснялось тем, что азербайджанцы тюркский народ и этим самым подчеркивается, приверженность к большой системе культуры. И не случайно первые договора были заключены именно с Турцией. В то же время группа «илхагистов», прибывшая в Гянджу вместе с османской армией во главе с генералом Нури-пашой, во всю, пропагандировала, объединение с Турцией. К этому и вел турецкий военачальник, в то время разогнавший Национальный Совет Азербайджанской Республики и фактически взявший власть в свои руки. Он также препятствовал представителям первого азербайджанского правительства перебраться из Тбилиси в Гянджу. Нури-паша опирался на 5-ю дивизию османской армии, которую тогда быстро переименовали в «Кавказскую исламскую армию».

Вооруженные силы Азербайджанской Республики также были просто подчинены туркам. По признанию самого главы второго азербайджанского правительства Фатали Хан-Хойского, случаи вмешательства воинских чинов Оттоманской армии в дела внутреннего управления Азербайджана все более увеличивались. Турки полностью игнорировали азербайджанские власти, нарушали принципы единовластия и тем самым, подрывали авторитет власти. Это создавало анархию во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Очевидно, что османской Турции не нужна была независимость новой республики. Эту территорию они рассматривали как сырьевой придаток Османской империи, откуда уже тогда начали вывозить нефть и все ценное, что нужно было туркам для ведения войны. Да и в наше время Азербайджан практически выполняет ту же роль.

История повторяется. Турки впоследствии собирались полностью присоединить эти территории к своему государству. Для этого в то время и работала партия «илхагистов» - объединителей. И по сей день в Азербайджане мало кто с исторической точки зрения осуждает их устремления. Сегодня высказывания в пользу объединения Азербайджана с Турцией относятся к патриотическим тезисам и не считаются предательскими. Только некоторые разумные люди видят в этом утерю Азербайджаном своей независимости и государственности. Этому и служит запущенный в наши дни тезис «одна нация – два государства», который плавно переходит в тезис «одна нация – одно государство». В Азербайджане уже периодически делаются, «спускаемые сверху», заявления о том, что Турции и Азербайджану необходимо объединиться в конфедеративное государство и о том, что следует отменить образование на русском языке. Вся эта политика прячется за широкими улыбками представителей азербайджанских властей посещающих Москву. Так сказать, России пустые улыбки, а реальные стратегические дела Турции, за которой в этом деле стоит Великобритания.

Но тогда англичане воевали с турками, и все завершилось тем, что британский войска вошли в Баку, в результате чего азербайджанское правительство сменило флаг страны. 9 ноября 1918 года было принято решение о новом трехцветном флаге. В выписке из решения говорится: «Заслушали: Доклад председателя Совета Министров о национальном флаге. Принято решение: «Считать национальным флагом трехцветное полотнище зеленого, красного и голубого цвета с белыми восьмиконечной звездой и полумесяцем». Голубой цвет здесь олицетворяет тюркизм, красный – современность, зеленый - исламскую идеологию.

Так какие же именно события вынудили азербайджанское правительство сменить флаг страны? Дело в том, что Османская империя потерпела поражение в Первой Мировой Войне и в 1918 году согласно условиям Мудросскому договору турки должны были вывести войска из Азербайджана. Чрезвычайный посланник Азербайджана в Стамбуле Алимардан-бек Топчибашев в своем письме премьер-министру Фатали Хан Хойскому от 31 октября настоятельно советовал начать переговоры с англичанами, расквартированными в Реште и Энзели. Поэтому уже в первых числах ноября 1918 года делегация в составе Насиб-бека Усуббекова, Ахмед-бека Агаева и Муса-бека Рафиева срочно отправляется в Энзели и начинает переговоры с британским командованием в Северном Иране. Переговоры с генералом Уильямом Томсоном, который выдвинул ультимативное заявление, шли тяжело. Баку должен был быть очищен от турецких и азербайджанских войск, после чего британцы брали город и все нефтяные промыслы под контроль. Уильям Томсон становился генерал-губернатором Баку, городскую полицию также возглавлял англичанин. Следует отметить и тот немаловажный фактор, что, будучи в Энзели, командующий английскими войсками генерал-майор Toмсон всячески старался убедить русских союзников в том, что правительство Великобритании стоит за воссоздание России в ее границах 1914 года и не признает новообразовавшиеся государственные образования на Южном Кавказе. Так, в соответствии с ультиматумом российские части во главе с генералом Лазарем Бичераховым также вступили в Баку вместе с британскими войсками. Таким образом, британский генерал поначалу вообще отрицал существование государства под названием «Азербайджан». Но после длительных дискуссий он заявил: «По нашей информации, нет такой республики, созданной волеизъявлением всего азербайджанского народа, а есть только правительство, образованное благодаря интригам турецкого командования. Но раз вы настойчиво утверждаете обратное, мы проверим все на месте и вынесем соответствующее решение». И это на самом деле было так. Это заявление объясняется тем, что: во-первых, генерал Томсон еще продолжал демонстрировать союзникам, что он за «единую и неделимую» Россию; во-вторых, будущее Азербайджанской Республики после ухода турок будет решаться с учетом местных реалий.

По сути британцы получили от Османской империи Азербайджан не как признанное независимое государство, а как трофей. В донесении из Стамбула от 5 марта 1918 года Алимардан-бека Топчибашева явно видно то, что османское правительство фактически не признавало правительство Азербайджана, и отказалось ратифицировать Батумский договор. В донесении он писал: «Добавлю, что юридически, даже до перемирия, Азербайджанская Республика официально не была признана турецким правительством, равно как не был ратифицирован договор дружбы, заключенный еще в Батуме». И он также был удивлен тем, что при подписании Мудросского перемирия 30 октября 1918 года турецкое правительство как своей собственностью распоряжалось судьбой Азербайджана, а его ноты протеста по этому поводу никем не принимались в расчет. Как видим, независимость Азербайджанской Республики была поставлена под сомнение в первую очередь турками, для которых эта страна была, по сути, протекторатом.

В связи с этим отметим и тот факт, что 28 августа 1918 года, посольство Ирана в Стамбуле выдвинуло официальный протест Османской Турции в связи с тем, что те создали государство под названием «Азербайджан». В протесте говорилось о том, что в Иране есть провинция с одноименным названием со столицей в Табризе, и в истории никогда не было государства с таким называнием. Иранцы требовали от турок заново рассмотреть вопрос и переименовать это государственное образование. Подчеркнем и то, что иранцы обратились с протестом не к правительству Азербайджана, так как попросту тогда не признавали его, а именно к правительству Османской Турции. И именно от турецких младотурков исходил план по созданию государства под названием «Азербайджан» на территориях исторического Аррана, Ширвана и Северного Талыша в надежде присоединить к новой республике сопредельную персидскую провинцию, так сказать настоящий исторический Азербайджан.

В таком же духе выражался об Азербайджане российский военачальник, политический и общественный деятель, генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин. В «Очерках русской смуты» воевавший против большевиков на южном фронте генерал Антон Деникин писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом генерала Томсона и в дальнейшем - просто инерции».

Генерал Уильям Томсон же ультимативно заявлял, что не признает республики, созданной турками. И после такого заявления британского генерала, руководители Азербайджана понимали, что встречать генерала Томсона флагом, который являлся почти копией турецкого, было нецелесообразно. Поэтому 9 ноября 1918 года по предложению Мамед Эмина Расулзаде и возглавляемого им Национального Совета Азербайджана было принято решение о трехцветном флаге. Трехцветный стяг впервые, 17 ноября 1918 года, во время встречи английского генерала Томсона был поднят над зданием Морского вокзала. В Азербайджане стараются умалчивать тот факт, что трехцветный и фактически колониальный флаг этот был принят ими именно по настоянию англичан. Недавно об этом факте, на известном в Азербайджане оппозиционном yutube-канале AzerFreedom TV, во время дебатов, заговорил и один из лидеров пантюркистских сепаратистов Ирана Пируз Диленчи. Он заявил, что именно тот самый, первый, красный флаг с полумесяцем и восьмиконечной звездой является настоящим флагом Азербайджана, а не нынешний трехцветный флаг, принят по инициативе Великобритании.

Не является совпадением и тот факт, что идентичные по цветам и символике триколоры были и у других таких же британских вассальных белуджских колоний, как княжество Харан и княжество Макран. Эти вассальные государства были на территории нынешнего Пакистана. Так вот, новый азербайджанский триколор удобно подошел под тройственную формулу – «тюркизм, современность и исламизм». Но эта формула существовала еще до создания первой Азербайджанской Республики. И триколор этот не создавался именно под эту формулу. Эта формула была разработана еще до того как на новом флаге настояли англичане. Еще 2 октября 1915 года в газете «Ачыг соз» Мамед Эмин Расулзаде поместил статью «Наш путь». В ней он так преподнес этот лозунг: «Каждая нация, желающая жить свободно и развиваться, вынуждена опираться на три основы: Язык, Религия и Время…По языку мы тюрки, это наша нация…По религии – мусульмане. По времени же мы живем в век техники, науки. А значит, это требует придерживаться трех основ - Тюркизация, современность, исламизм». А первым придумал эту формулу другой пантюркистский идеолог, окончивший университеты в России и Турции, Али-бек Гусейнзаде.

Как мы отметили выше, на государственном флаге изображен также и полумесяц с восьмиконечной звездой. Полумесяц, в свое время был гербом столицы Византийской империи Константинополя. После того, как турки в 1435 году взяли Константинополь, Османская империя приняла герб как атрибут исламской религии. Восьмиконечная же звезда по некоторым трактовкам символизирует единство восьми тюркских народов. Это вкратце об истории и обстоятельствах появления нынешнего азербайджанского флага, который сегодня в Азербайджане превратили чуть ли не в идол для поклонения. Флагопоклонничество же в Азербайджан перешло из Турции, где тюрков и тюркство над остальными народами Турции отображено в даже Конституции страны. Азербайджан, таким образом, на сегодня это малая Турция в Закавказье. Это некая копия турецкой модели, которая уже в своем государственном флаге не принимает и не признает существование в этой стране автохтонных народов. Коренные народы Азербайджана в соответствии с этим флагом должны либо принять тюркизацию и стать тюрками, либо же просто смириться. И каким образом эта республика была объявлена Демократической совершенно непонятно. Видимо демократия в этой стране предусматривалась только для тюрков. Эта бесславная традиция продолжается, с начала XX века по сей день.

Как мы уже отметили выше, после распада СССР, талыши, снова столкнувшись с оголтелым пантюркизмом, в 1993 году, провозглашают Талыш-Муганскую Автономную Республику (ТМАР). Национальное Собрание (ТМАР) в составе 217 депутатов из 250 избранных провозглашает создание автономного государства в составе Азербайджанской Республики и принимает государственный флаг автономной республики. Этот флаг представляет из себя, прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: красной, символизирующей борьбу за свободу – у древкового края, белой символизирующей мир – в середине, и зелёной символизирующей ислам – у свободного края флага. В центре белой полосы изображено солнце с 12-ю лучами, загнутыми по часовой стрелке и морские волны. Такое солнце символизирует вечное движение, источник дарующий жизнь, благополучие. На флаге оно восходит и это означает прогрессивное развитие. Морские волны под солнцем символизируют Каспийское море на берегу, которого издревле жили предки талышей и сами талыши. Мы представили самое общепринятое толкование государственного символа ТМАР. И на этом флаге не был отражен какой-либо националистический курс на паниранизм или талышизацию республики. За этот государственный символ голосовали также депутаты Национального Собрания ТМАР из местных азербайджанцев-тюрков. Государственными были объявлены талышский и азербайджанский языки. Талыши этим самым показали пример того как должно быть устроено многонациональное государство. Но новая модель не устраивала трайбалистов захвативших власть в стране и собравшихся под идеологией «азербайджанства» (на деле пантюркизма), присваивать народные богатства. Талыш-Муганскую Автономную Республику, которая должна была стать одним из основных центров сопротивления авторитаризму в Азербайджане, также ожидала судьба русско-талышской Муганской Советской Республики, которая была ликвидирована в 1919 году правительством Азербайджана.

В Азербайджане, заточенном на жесткий курс тюркизации, талышей не захотели понимать, о чем свидетельствует то, что по сей день любых талышских активистов продолжают называть «сепаратистами». Талыши же предложили такую модель сосуществования, когда отвергаются любые националистические идеи, ведущие к развалу страны. Еще в начале XX века страны коалиции, воевавшие с Османской Империей, разрабатывали планы по развалу этого государства. И хорошо разработанные пантюркистские доктрины успешно экспортировались в эту страну извне. Так с усилением пантюркизма в Османской империи там, усилились и национально-освободительные движения албанцев, арабов, армян, ассирийцев, греков и других народов, желающих самоопределится и создать свои национальные государства. Эта же модель невидимой рукой закулисных «опекунов» претворяется и в Азербайджане, что в итоге приведет к плачевным последствиям. В Европе идущую к развалу Османскую империю называли «Больным человеком Европы». Сегодня в Закавказье во всех отношениях «больным человеком» является Азербайджан. И для спасения, страна нуждается в коренных идеологических переменах, вплоть до смены государственного флага, который будучи символом тюркизации, отвергает право на существование талышей и других автохтонных народов этой республики, так как им хотелось бы и приговаривает их к смерти. Таким образом, и талыши не будут принимать этот флаг, который является для них символом отказа от своих корней и самоубийства всего народа.

 

Захираддин Ибрагими – эксперт, политолог Талышского Центра Геополитических Исследований, председатель комитета по защите прав талышского народа, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...