Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Визуальная пропаганда Веймарской Германии и Третьего рейха - война плакатов

Берлин, 23.06.2020, 15:02

Заданные нацистами стандарты визуальной пропаганды не потеряют актуальность еще на протяжении более чем полувека, им найдут применение во Вьетнамской войне, их сделают орудием идеологического противостояния холодной войны, отмечает журналист Серж Мхитарян

Жительницы Харькова смотрит на пропагандистский плакат нацистов. Надпись на украинском гласит «За свободу народов». Фото: waralbum.ru

 

Уникальная во всех аспектах Вторая мировая война не просто превосходит все предыдущие столкновения по масштабам сражений и потерь. Вторая мировая - это в первую очередь война не государств, а война идеологий. Это объясняет ее безжалостный и ожесточенный характер, во многом спровоцированный и продиктованный нацистской Германией. Однако обсуждая и изучая крупнейший в истории военный конфликт, мы часто упускаем из виду идеологический и психологический аспект этой войны, напрямую повлиявший на общественное мнение огромного количества людей.

Манипуляция массами и пропаганда проводилась в том числе многочисленными визуальными средствами. На тот момент самым распространенным являлся агитационный плакат, ретранслирующий идеологическую повестку посредством графических манипуляций. В данной статье будут приведены данные об основных стандартах визуальной пропаганды нацистской Германии.

Развитие немецкого плаката

Печатные ресурсы Германской империи были полностью брошены на военные рельсы и освещение международной обстановки. Печатная пропаганда являлась главным информационным оружием полей сражения франко-германской и Первой мировой войн. Основными героями агитационных плакатов становились политические деятели и карты боевых действий. Освещение социальных проблем было сведено к минимуму.

На данном историческом этапе такой род пропаганды, как агитационные плакаты, пока еще тесно переплетается с художественными мотивами европейской живописи. По сути плакатные рисунки в большинстве своем являются гравюрами, или очень похожими на на них набросками. Рисовка была достаточно тусклая и бледная. Хотя изображение персонажей и карикатур было весьма детализировано, плакаты по большей мере однотипны. На что также следует обратить внимание, это положение персонажей. Их позы статичны, отсутствует какое-либо движение и динамика. Чаще художники-агитаторы ставили акцент на гиперболизацию лиц персонажей, подчеркивая комичность их персон. На агитационных плакатах нередко находились большое количество текста, по структуре и подаче информации напоминающие газетные статьи, колумнистику.

Однако к началу 1930-х годов все вышеописанные графические стандарты полностью потеряют актуальность. Возникнут новые художественные стили, а на смену крупным информационным сводкам придет усредненный окологазетный формат.

За период с 1871 по 1919 года было выпущено в тираж около 2400 разновидностей агитационного плаката (не экземпляров). За период Гитлеровской Германии создано 4180 разновидностей плакатов, то есть на 74% больше, при временном отрезке в 4 раза меньшем! Только с 1941 по 1945 года было разработано 2760 типов плакатово.

Проанализировав динамику развития плакатной печати, можно определить вполне различимые периоды всплеска, а также их связь с политическими событиями в Германии. Резкие скачки приходятся на начало Первой мировой 1914 года, оглашение Версальского мира 1918 и на начало 1930-х годов во время парламентских выборов в Рейхстаг. В период Третьего рейха первый ощутимый скачок печати пришелся на 1936 год - во время проведения Олимпийских игр в Германии; тенденция роста наметилась в годы Аншлюса Австрии и Чехословакии и достигла своего пика в годы войны с СССР. В 1945 году состоялся «предсмертный крик» немецкой пропаганды, эхом отравившийся на рекордных 900 плакатных партиях.

Агитационная графика и политические события неразрывно связаны друг с другом.

Особо ярко выражена связь с предвыборной гонкой. Что любопытно, между результатами выборов и количеством агитационных плакатов партий прослеживается прямая связь.

 

Агитационная графика Германии 1933 - 1945 годов

Предвыборная кампания в период парламентских выборов 1933 года задала новые стандарты графического изображения. Партийные лидеры понимали, что агитация, направленная на все слои населения, обязана стать проще и доступнее для понимания широких масс. На смену «высокому утонченному стилю» пришли яркие карикатуры, образы стали проще и обрели цвета, черно-белая графика ушла в прошлое.

С приходом к власти Национал-социалистической партии Адольфа Гитлера и провозглашением Третьего Рейха машина пропаганды заработала с еще большей силой. Фундамент пропаганды гитлеровской Германии образовывали две ключевые тематики: поднятие имиджа нации и принижение нации врага. Подобного рода биполяризация, разделение мира на строго «черное и белое» заставляло человека сделать выбор лишь в пользу одной из сторон. Это один самых популярных и эффективных приемов манипуляции, он прямолинеен и буквально не позволяет человеку свернуть с протоптанной манипуляторами дороги.

Поднятие имиджа нации - объединяющая идея, призванная внушить исключительность своей нации. В связи с этой идеей возникла система эвфемизмов. Ряд слов не могли использоваться в контексте врага, например, «солдат». Солдатом гордо называться мог только немец, в то время как к советским воинам презрительно применялись выражения «коммунист», «большевик», «русский».

Образ идеального солдата вермахта пропагандировался чуть ли не активнее всех. Обличенные в серую униформу воины, что характерно, зачастую изображались безликими. Точнее их глаза часто скрывались в тени военного шлема, из-за чего их лица были практически однотипны. Нельзя сказать наверняка, было ли это сделано намеренно, однако данный художественный прием мог позволить зрителю проще отождествлять себя с изображенным на плакате воином. Нередко солдат находился на фоне германского средневекового рыцаря, что как-бы проводит параллель между войсками вермахта и доблестными крестоносцами. В то же время вместе с солдатом часто изображался немецкий юноша.

Детям, как жаждущему перемен новому поколению державы, уделялось особое внимание. Ребенок в униформе молодежной организации гитлерюгенд стал также частым персонажем плакатов. Его главным атрибутом был музыкальный инструмент, чаще труба или барабан. Таким образом он как бы «призывал» новых юношей присоединится к военному движению. Такие плакаты сопровождались теплой цветовой палитрой.

Широкую популярность обрел идеализированный образ немецкого рабочего. Как правило, он представлял из себя высокого мужчину, часто с обнаженным торсом и орудием в руках, совершающим размашистые удары по изделию - персонажи плакатов получили динамику (что подсознательно призывает к действию)! Немаловажную роль играет цвет, изображался немецкий рабочий в темно-серебристых оттенках - цвет закаленной стали.

В отличии от Кайзеровской или даже Веймарской Германии, в Третьем рейхе социальный контекст не был редкостью. Обычной жизни гражданских и бытовым ситуациям уделялось куда больше внимания. До восточной военной кампании социально-политические агитационные плакаты составляли примерно 72% от общего числа. Военные плакаты и плакаты расистской тематики составляли 12% и 16% соответственно. Картина поменялась после начала войны с СССР. Теперь социально-политическим темам уделялось 34%, военным - 42%, расистским 24%.

 

Еврейский народ на плакатах имел конкретные внешние стандарты. В первую очередь это, конечно, набор стереотипных черт, выражающихся в крайней полноте, что контрастировало с фигурой жилистого и стройного немца. Одежда черная с желтыми элементами. Такая цветовая гамма подчеркивала пропагандируемые нацистами стереотипы о «нечистой совести» евреев и их безграничной страсти к золоту.

На листовках враги режима выставлялись с демонически-зооморфными чертами лиц. За этим стоят куда более глубокие психологические причины, нежели простое проявление ненависти. Зооморфность врага позволяла лишить людей эмпатии и сострадания к нему, ведь уничтожить зверя или заразу куда легче, чем себе подобного. Проводились самые разные параллели. Например, поражающий копьем красного коммунистического змея немецкий солдат, что отсылает нас к библейским преданиям.

Врагу художники зачастую придавали черты примата, самый популярный пример - портрет советского солдата, использующий ружье в качестве дубинки, вместо того чтобы стрелять. Немаловажную роль играли и размеры вражеской фигуры. Враг мог быть приуменьшенным на фоне солдата вермахта, что демонстрировало его никчемность и жалкость. Но также враг нередко гиперболизировался, порой до размеров целых городов и даже стран, что демонстрировало его угрозу для всего мира.

Объем текста на плакатах ощутимо снизился, однако в 1920-х годах он еще продолжал играть ключевую роль. Широкую популярность обрели так называемые «Еженедельные лозунги» - партийные листовки НСДАП, освещавшие главные события недели и продвигавщие идеологию партии. Листовки полностью состояли из текста объемом до 1000-1500 слов. В начале текста находился бросающийся в глаза громкий заголовок, занимавший до трети от площади листа. В середине 1930-х в целях упрощения усвоения информации объем текста был уменьшен на 30-40%, оставшееся свободное пространство заполнили карикатуры и фотографии западных политиков.

Главными героями «Еженедельных лозунгов» стали президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Фотографии для подрыва их имиджа подбирали самые нелепые. К примеру, на некоторых фото Рузвельт или держиться за нос, или показывает язык, скосив глаза, Черчилль нелепо смеется, а Чемберлен и вовсе стоит в окружении чернокожих в национальных африканских костюмах.

Листовки классифицировались по цветам. Каждому цвету соответствовала определенная тематика. Так, листовки о внутренней политике и о военных планах рейха окрашивались в красный цвет. Бланки с информацией социального и демографического характера были зеленого цвета. Листовки с критикой британской политики получили синий цвет, листовки о евреях и коммунистах - желтый. Цветовая палитра плакатов чаще всего была черно-красной, как бы дублируя флаг гитлеровской Германии - черный крест в белом круге на красном фоне.

Освещение новостей с восточного фронта также было отражено в пропагандистской печати. Что примечательно, новостные плакаты оформлялись в специальную рамку, собранную из фотографий лиц красноармейцев. Фотографии, как вы уже догадались, подбирались с лицами максимально отталкивающей внешности, что также играло в пользу демонизации противника.

Нельзя обойти стороной пропаганду на оккупированных советских территориях, которая также имела свои характерные черты. Описанный ранее прием противопоставления, использовавшийся в предвыборной гонке, нашел широкое применение на полях сражения. «Что ты выбираешь?», - гласила надпись на фоне двух рисунков: на одном рисунке - встречающая рассвет семья на берегу моря, а на другом- гора трупов, над которой зияет флаг СССР. Находились даже плакаты, составленные по схеме, напоминающей комикс: 6 пронумерованных рисунков, последовательно описывающих стремительное продвижение вермахта.

Заданные нацистами стандарты визуальной пропаганды не потеряют актуальность еще на протяжении более чем полувека, им найдут применение во Вьетнамской войне, их сделают орудием идеологического противостояния холодной войны. Зарекомендовав себя в качестве эффективного интеллектуального оружия как в предвыборной борьбе, так на полях сражений, плакат останется актуальным вплоть до конца третьей четверти XX века.

 

Серж Мхитарян – журналист (Ереван, Российско-Армянский Университет), специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...