ИА Реалист: новости и аналитика

Русский / English / العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Война на Украине – закономерное порождение распада СССР

Является ли ситуация в Донбассе уникальной и не имеющей аналогов в современной истории?

Владимир Ворожцов Владимир Ворожцов
4 сентября, 2019, 13:21
Мнения
Карта постсоветского пространства в границах до 2014 года

Карта постсоветского пространства в границах до 2014 года

Настоящая статья – тезисы моего выступления на обсуждении необычной книги Андрея Пинчука. Приглашение на презентацию этого произведения со своеобразным подзаголовком: «Кадеция крови», основным составом участников которой должны были быть добровольцы Донбасса, оказалось довольно неожиданным. 

– Зачем вам я?

– Мы больше о войне. А Вы говорите о мире! Приходите.

Войдя в зал и примостившись на указанном мне месте, неожиданно обнаружил прямо напротив себя удобно расположившегося в кресле украинского журналиста Романа Цымбалюка.

Неподалеку от него, стараясь казаться незаметным, пребывал человек средних лет, очень напоминавший ответственного сотрудника одной из украинских спецслужб. В этой дружной кампании я и высказал участникам обсуждения книги некоторые мысли об украинской ситуации с точки зрения сравнительно-исторического анализа.

  • Нынешняя украинская ситуация является в конечном счете прямым и закономерным порождением распада СССР. Поэтому многие тенденции, механизмы и формы проявления противоречий современной Украины в той или иной степени повторяют то, что уже было в других республиках.
  • Особое место, которое сейчас занимает Украина в нашей политической повестке, связано не столько с ее уникальностью и своеобразием, а во многом с чрезмерной интернационализацией данной повестки дня, особым восприятием украинского народа в российском общественном сознании, что позволяет эффективно концептуально экстраполировать происходящие там процессы на российские модели.

Почему у нас с утра до вечера обсуждают Украину?

Во-первых, в данной ситуации произошла максимально возможная интернационализация конфликта.

Во-вторых, уровень информационного, межличностного, экономического и политического взаимодействия наших стран все последние десятилетия был, очевидно, самым максимальным на всем постсоветском пространстве.

Давайте подумаем: что именно было уникальным и неожиданным в киевской повестке?

Во-первых. Декоммунизация? Но разве ее не провели в большинстве стран на пространстве бывшего СССР? Не будем рассматривать Туркменистан и Узбекистан, но декоммунизация в том же Казахстане была проведена намного более жестко и быстрее, чем на Украине. О Прибалтике говорить вообще бессмысленно.

Во-вторых. Признание одного из языков в качестве единственного государственного? Данная процедура решительно и более жестко была осуществлена везде, где местные национально-этнические элиты видели в этом основной и единственный способ обеспечения своей политической и управленческой монополии.

То есть это явление совершенно не новое. Кстати, один из моих израильских коллег, например, постоянно убеждал меня в свое время, что сохранение иврита в качестве государственного языка в Израиле и фактическое выведение из общения идиша в сороковые – пятидесятые годы, во многом было связано со стремлением не допустить к занятию ключевых должностей в молодом еврейском государстве выходцев из СССР и Восточной Европы, разговорным языком которых был «равноевропейский» и довольно лингвистически развитый идиш.

Данную мысль комментировать не берусь, но установление языковых монополий – типичная ситуация на современном постсоветском пространстве со всеми вытекающими из этого последствиями.

В-третьих. Конфликты, доходящие до степени вооруженных столкновений, различных частей обретших неожиданную независимость республик? Легче спросить: а где их не было.

Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Грузия – далее везде? Где-то имманентные противоречия, приведшие к кровавым конфликтам, проявились не только сразу, но даже и перед обретением независимости. В основном это были противоречия между южанами и северянами (особо запомнились зверствами и погибшими боевые действия в Таджикистане). А кое-где проявляются только сейчас: тихо тлеет противостояние южан и северян в Киргизии, да и в Ереване противостояние с выходцами из Карабаха приобретает в последнее время определенные тревожные тенденции.

В-четвертых. Подавление внутренних свобод? Так и тут одним из самых ярких представителей (если не брать Андижанскую трагедию) оказался мастер разгона митингов оппозиции Михаил Саакашвили. О деятельности спецслужб ряда государств бывшего СССР вообще лучше не говорить.

В-пятых. Переворот? А что в свое время произошло в той же Грузии. А Киргизия? А Армения? Так что уникального в украинском опыте? Трагичность исторического опыта состоит и в том, что даже самые страшные трагедии по-своему повторяются. Когда произошла одесская трагедия, я неожиданно вспомнил, что в истории России, правда более 100 лет тому назад, уже было что-то подобное.

Если мне не изменяет память, то в октябре 1905 года в городе Томске сторонники государя-императора в ответ на обстрел своей монархической демонстрации с портретом Николая II со стороны отряда революционной студенческой молодежи загнали ее в здание местного театра и управления железной дороги и подожгли. Тогда погибло более шестидесяти человек.

Ситуации с утратой территорий?

История бывшей Югославии представляет нам обширную палитру самых разнообразных вариантов разделов. Да и сравнительный анализ критериев присоединения определенных территорий к другим государствам показывает весьма интересные закономерности.

Крым уникален?

Крым и ГДР имеют в совпадении двенадцать из шестнадцати системообразующих показателей, в том числе: ранее в течение длительного времени были частью одного государства, этническое единство, общность языка, преобладающее конфессиональное единство, совпадение основных ценностных ориентаций и т.д. При этом такие факторы, как доступность СМИ соседнего государства и общность социокультурного кода, в ГДР и ФРГ, в отличие от Крыма и России, отсутствовали.

Но если украинская ситуация не уникальна, то каков возможный прогноз примирения и разрешения конфликта?

Обратимся снова к данным сравнительного анализа. Конечно, как нет ни одной одинаковой семьи, так нет и ни одного одинакового государства. В этой связи невольно вспоминаешь слова Льва Толстого, начинавшего свой знаменитый роман мыслью: «Каждая счастливая семья счастлива одинаково, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Так ли это?

Имеющаяся статистика конфликтов подобного рода такова: от 30 до 40% заканчивается полной или частичной победой одной из сторон, обычно при внешней помощи в той или иной форме.

Принуждение к миру….

Во всех остальных случаях механизмы достаточно однотипны:

– Острая (военная) стадия конфликта обычно длится от трех до семи лет.

– Затем конфликт, нередко при международном вмешательстве, замораживается лет на 25-30.

– И после некоторого тридцатилетнего «успокоения», после кровавых времен, начинаются реальные поиски механизмов разрешения.

Правда и они, нередко, затягиваются на десятилетия. В этой связи очень хорошо вспоминается Турецкая Республика Северного Кипра…

Создается впечатление, что руководители многих государств бывшего СССР по инерции воспринимают себя частью великого государства, определявшего мировую политику на протяжении десятилетий, и ждут соответствующей международной реакции, в том числе на свои внутренние конфликты.

На деле же они ныне вполне сопоставимы с Кенией, Габоном или Сенегалом.

Любой конфликт такого рода, развивающийся на территории республики бывшего СССР, сказал я участникам обсуждения, порожденный реальными внутренними и международными противоречиями, никогда не решится некими переговорами и соглашениями.

Хотя и они необходимы. Предстоит огромная и сложнейшая, в том числе внутренняя, работа не только политиков, но и миллионов людей для обретения мира в душе и жизни.

Именно содержание и формы этой работы сейчас и необходимо обсуждать.

Владимир Ворожцов – российский государственный деятель, генерал-майор внутренней службы в отставке, специально для ИА «Реалист»

Гражданская война на УкраинеРаспад СССРВнутренняя политика на территории бывшей УкраиныУкраина
Предыдущая статья

Август 2019: элиты России борются за контроль над сетевыми протестами

Следующая статья

Улица победила: власти Гонконга отозвали законопроект экстрадиции

Похожие статьи

Мнения

Труд, служение, команда: образ россиянина будущего

29 января, 2026
Мнения

От первого спутника до новых «Звездных войн» Дональда Трампа

27 января, 2026
Мнения

Угрозы с юга и запада: почему стабильность Абхазии — вопрос безопасности России

22 января, 2026
shutterstock
Мнения

После Арцаха: битва за память и будущее Армении

15 января, 2026
Мнения

Сказ про то, как Тер Комитас Google одолел

14 января, 2026
Мнения

Падение Мадуро стало стратегическим ударом по демократам и их зарубежным связям

4 января, 2026
Важное
Важное

Лавров: Международное право переживает кризис, но многополярный мир неизбежен

21 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что международное право сохраняет актуальность, несмотря на его систематическое размывание...

Состояние миллиардеров достигло рекордных $18,3 трлн, неравенство усиливается — Oxfam

20 января, 2026

ЛОНДОН (ИА Реалист). Совокупное состояние миллиардеров в мире выросло до рекордных $18,3 трлн, увеличившись за год на 16% ($2,5 трлн),...

Крест из Музея Первопрестольного Эчмиадзина. Фото: ИА Реалист

Комитет по защите ААЦ в Братиславе призвал освободить задержанных священнослужителей

18 января, 2026

БРАТИСЛАВА (ИА Реалист). В столице Словакии состоялось заседание Комитета по защите Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и христианства в Армении, на...

Глава МИД Ирана предупредил США о готовности к войне на фоне угроз Трампа

13 января, 2026

ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил, что страна готова к военному сценарию в случае, если Вашингтон...

Новости СМИ2

Мнения

Труд, служение, команда: образ россиянина будущего

29 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). Ознакомился в «Коммерсанте» с выжимками доклада Александра Харичева, посвященного прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Тезисы доклада,...

От первого спутника до новых «Звездных войн» Дональда Трампа

27 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). «Звездные войны» давно перестали быть фантастикой. К сожалению, за десять тысячелетий цивилизации человечество так и не научилось...

Угрозы с юга и запада: почему стабильность Абхазии — вопрос безопасности России

22 января, 2026

СУХУМ (ИА Реалист). Завершившийся большой политический цикл в Абхазии 2024–2025 годов — от государственного переворота к избранию легитимной власти —...

shutterstock

После Арцаха: битва за память и будущее Армении

15 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). В 2025 году ряд российских организаций приступили к реализации проекта «Россия с Вами» по оказанию гуманитарной помощи...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский / English / العربية