МУМБАИ (ИА Реалист). Индия рассчитывает заключить «долгосрочное соглашение» с Ираном по управлению портом Чабахар, заявил индийский министр иностранных дел Субрахманьям Джайшанкар.
«Когда будет заключено долгосрочное соглашение, оно расчистит путь для более крупных инвестиций в порт», — отметил Джайшанкар, который в январе 2024 года посетил по этой теме Тегеран с официальным визитом.
13 мая министр судоходства Индии Сарбананда Соновал направился в Тегеран для участия в церемонии подписания.
Соглашение будет рассчитано на 10 лет с автоматическим продлением. Согласно договоренности, Нью-Дели получит контроль над частью порта. Первоначальный текст договора распространялся только на операции в терминале Шахид Бехешти.
Часть порта в Чабахаре уже разработана Индией как способ транспортировки товаров в Иран, Армению, Грузию, Афганистан и страны Центральной Азии, минуя пакистанские транзитные города Карачи и Гвадар. Однако санкции США против Тегерана замедлили темпы развития порта.
Это первый случай в современной истории, когда Индия взяла на себя управление зарубежным портом. Цель состоит в том, чтобы соединить Чабахар с Международным транспортным коридором Север-Юг (INSTC), который связывает Индию с Черным морем и Европой через Армению и Грузию.
В прошлом году Индия отправила в Афганистан через порт Чабахар 20 тысяч тонн пшеницы.
Сделка по Чабахару была подписана в 2016 году во время визита в ИРИ премьер-министра Индии Нарендры Моди. Сотрудничество между Ираном и Индией по стратегическому порту началось в 2003 году, когда по итогам визита президента ИРИ Мухаммада Хатами в Нью-Дели стороны согласились развивать порт, а также сопутствующие инфраструктурные связи. С тех пор проект несколько раз откладывался.