МОСКВА (ИА Реалист). Федеральная антимонопольная служба России расширяет использование цифровых решений в ключевых сферах регулирования — от цен на топливо до тарифов в ЖКХ. Об этом 23 апреля заявил заместитель председателя правительства и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко на заседании коллегии ФАС.
По его словам, цифровые инструменты становятся не просто вспомогательными, а системными элементами антимонопольной политики. Они позволяют переходить от реагирования к превентивному контролю, а также обеспечивать более прозрачную и объективную регуляторную среду для бизнеса и граждан.
«Лучшая система — та, при которой нет нарушений. Цифровые решения позволяют предупреждать проблемы ещё на стадии их зарождения», — подчеркнул Григоренко.
Три направления, на которые сейчас делает ставку ФАС:
- Мониторинг цен в реальном времени. Система национальных ценовых индикаторов, разработанная совместно с Казначейством, позволяет отслеживать биржевые и внебиржевые сделки по основным товарным позициям — бензин, дизель, мазут, уголь, битум, газ. Все данные визуализируются на едином дашборде. Такой режим анализа, как уточнил Григоренко, «создаёт возможности для быстрого реагирования на аномалии и борьбу со спекуляцией».
- Антикартельный контроль на госзакупках. Через ГИС «Антикартель» ФАС ежедневно в автоматизированном режиме анализирует информацию обо всех проводимых торгах. Система работает на базе искусственного интеллекта и использует риск-ориентированный подход для выявления признаков картелей. В 2025 году планируется интеграция с системами ФНС, ФТС и электронными площадками госзакупок.
- Цифровое регулирование тарифов ЖКХ. ФГИС «Тариф» переводит весь цикл регулирования тарифов в электронную форму. К 2026 году все тарифные решения в сфере ЖКХ и связи будут приниматься исключительно в цифровом виде, включая экспертизу заявок и контроль исполнения инвестпрограмм. Это, по мнению Григоренко, «снизит нагрузку на регионы и повысит управляемость в самой чувствительной для граждан сфере».
ФАС курирует не только товарные рынки, но и закупки, тарифы, контроль за иностранными инвестициями. Масштабная цифровизация ведомства нацелена на снижение коррупционных рисков, усиление конкуренции и повышение прозрачности ценообразования в экономике.
Упор на автоматизацию и ИИ в антимонопольной практике — это не только технологическое обновление, но и шаг к новому формату регулирования. Если заявленные меры будут реализованы в срок, ФАС получит реальный инструментарий для сдерживания инфляции, картельных сговоров и необоснованного роста тарифов — с минимальным участием чиновника в каждом отдельном решении.














