МОСКВА (ИА Реалист). Идеологию будущего Русского мира нельзя строить на основе «отрицания, удаления, отмены, прекращения, устранения чего-либо или обратного действия», считает Сергей Перевезенцев, эксперт Российского общества политологов, доктор исторических наук.
«Но именно эти смыслы несут сегодня заявленные цели специальной военной операции — «демилитаризация» и «денацификация». Всякая идеология будущего может строиться только на созидании, на устроении нового, лучшего, на стремлении к идеалу. Именно поэтому предлагается программу устроения (или идеологию) нового Русского мира назвать «Русское созидание» (варианты: «Русский век», «Русская эпоха»). Идейную основу программы «Русское созидание» могут составить 10 базисных принципов», — подчеркивает историк в статье, опубликованной на сайте vrns.ru.
По его мнению, важнейшая задача — необходимость сохранения разнообразия мира, как «цветущей сложности», т. е. как сложной системы, ведь только сложные системы способны не просто к выживанию, но и к самовоспроизводству, к приспосабливанию к новым жизненным условиям.
«Развитие Русского мира в XXI веке должно строиться на основе традиционных идеалов, ценностей и религий. Опора на базисные традиционные ценности народов Русского мира обеспечивает государству и обществу собственный ответ на любые глобальные вызовы, что становится важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития», — полагает он.
Перевезенцев считает, что духовное оздоровление общества — важнейший способ возрождения и развития Русского мира:
«Основу духовного, государственного и культурного бытия народов Русского мира составляют их традиционные религии (ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, различные направления протестантизма), но в первую очередь православие, как религия большинства населения, как неотъемлемая часть истории и современности, политики и экономики, культуры и образования, важнейшая компонента национальной идеологии и психологии».
Историк подчеркивает, что русский народ — государствообразующая нация среди других народов, объединяющая все народы Русского мира в единое целое.
«Это не признание особых прав русского народа в соцветье народов Русского мира, но согласие с особой ответственностью русского народа за развитие цивилизации Русского мира, жертвенное служение русского народа общему благу», — пояснил он.
Для того, чтобы остановить вымирание населения, он предлагает сделать нацпроект «большая семья» главным для Российского государства.
Перевезенцев отмечает, что для русского народа единое для многих народов и свободное Отечество — это «земное воплощение идеала Святой Руси».
«Идеал свободной, нравственно ответственной личности — несомненная ценность, выработанная в ходе исторического развития Русского мира. В русском понимании истинно свободной личностью может считаться лишь та, которая понимает пределы своей свободы, т.е. свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании очень жестких границ, которые он не имеет право переступать», — добавил историк.
Он охарактеризовал русский мир, как «общество социальной справедливости для всех его членов, для всех народов, объединенных государственными, духовными и культурными границами»:
«Неукоснительное и строжайшее соблюдение принципа социальной справедливости — важнейшее условие для преумножения духовных и материальных ценностей, которые обеспечат существование последующих поколений».
Историк убежден, что для нового общества нормой должен стать принцип достаточного потребления, основанного на традиционных религиозных и нравственных ценностях, и отказ от потребительского отношения к ближним и окружающему миру.
«Человек не может существовать без потребления, но оно не может быть смыслом его жизни. Модель развития общества потребления исчерпывает себя. Принцип достаточного потребления — это русский ответ навязываемой миру т. н. «зеленой повестке», — полагает Перевезенцев.
Для решения общиенациональных задач, по его мнению, требуется создание истинно народного государства, объединение усилий развитой системы самоуправления и центральной государственной власти:
«Цель Российского государства — обеспечение духовного и материального становления общества, преумножение народа, обеспечение принципов социальной справедливости и возможности дальнейшего развития страны. Государство должно поставить во главу угла национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике».