ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Исламская революция в Иране вывела глобальное антиколониальное движение на новый уровень, заявил доктор Кевин Барретт, ученый-исламовед из США в беседе с каналом Press TV, описывая ее как символ борьбы за справедливый и многополярный мировой порядок.
По мнению американского ученого, Исламская революция стала не просто политическим движением, но и культурным и духовным пробуждением, поскольку иранцы отвергали не только железный кулак режима Пехлеви, но и удушающую хватку Запада.
«Исламская революция в Иране была отказом от западного и особенно американского неоколониализма. Иранцы стремились положить конец иностранному военному, экономическому и культурному господству в своей стране и установить подлинный суверенитет», — заявил доктор Барретт.
Он подчеркнул, что в отличие от предыдущих антиколониальных движений, которые заимствовали западные идеалы секуляризма и демократии, эта революция однозначно выступала за возвращение к коренным религиозным ценностям страны и стремилась к культурному самоопределению наряду с политической и экономической независимостью.
«Предыдущие антиколониальные революции заимствовали лозунги колонизаторов о свободе, демократии и равенстве. Волна восстаний, которые свергли европейское колониальное господство в Азии и Африке примерно к 1960 году, была основана на заимствованных западных идеях, начиная со светского гуманизма и марксизма», — добавил он.
Многие из этих ранних антиколониальных революционеров открыто выступали против традиционных религиозных культур своих стран. Были ли это китайские коммунисты, выступавшие против конфуцианства, или младотурки, выступавшие против ислама, большинство этих революционеров заимствовали антитрадиционные, антирелигиозные идеи западных радикальных движений. Даже Алжирская революция, несмотря на ее приверженность исламу на словах, в культурном плане находилась под влиянием секуляризма колонизатора.