Categories: Мнения

Коридор из Ирана в Армению и Грузию значительно сократит сроки доставки грузов

Потенциал грузовых перевозок по коридору «Север – Юг» может достичь 25 млн. тонн в год, отмечает доктор экономических наук Владимир Хомерики.

ТБИЛИСИ (ИА Реалист). Тема транспортных коридоров и логистики — один из важнейших факторов геополитики и экономики. Вокруг нее ведутся самые жестокие открытые и закрытые войны, интриги и борьба. Кавказ — важный геополитический регион и транспортно-логистический узел, где сплетены интересы всех важных мировых игроков (России, США, Китая, Индии, Турции и Ирана) и идет война за сохранение, развитие и открытие новых путей, а также контроль за ними. Малые региональные и страны в этой борьбе становятся заложниками. Они вынуждены лавировать или в своих интересах примыкать к тому или иному большому игроку в интересах выгоды, безопасности и выживания.                         

Именно в такой сложной логистической ловушке и оказалась Армения после развала СССР. Не имея практически никакого прямого выхода на большие торгово-транспортные пути и находясь в сложном геополитическом окружении и отношениях с Турцией и Азербайджаном. При этом не имея границ и прямого выхода на своего стратегического партнера — Россию.

Армении очень трудно отстаивать свои интересы в регионе и противостоять тем вызовам и давлению, которые она испытывает от некоторых соседних государств и отсутствия достаточной транспортной логистики как для развития экономики, так и для эффективной помощи по обеспечению своей безопасности.

Где-то в 2008 году Иран, Индия и Китай предложили Армении построить автомагистраль с армянского города Мегри, от границы с Ираном до Грузии, откуда через нее открывалась дорога (в том числе и морская) на Россию, Европу и далее везде. С учетом столь серьезного проекта, Азиатский банк развития согласился финансировать этот проект стоимостью в $2 млрд. Строительство современной автомагистрали протяженностью почти в 600 км планировалось осуществить за 10 лет (с 2009 по 2019 г.). Коридор Север-Юг должен был пройти через всю Армению, от приграничного с Ираном города Мегри до границы Грузии с выходом на порты Грузии. Однако прошло уже 12 лет, а эта дорога построена только на 10% от всего пути. Глядя на такую ситуацию, первым из проекта вышли китайцы, а дальше, уже в 2021 году, проинспектировав ход строительства, которое к тому времени должно было быть закончено, Азиатский банк закрыл финансирование объекта.

Армяне обвинили свои власти в коррупции и провале, который отвечал интересам противников проекта — Азербайджана и Турции. Все это трудно оспорить, так как в Армении, как и почти везде, есть и коррупция, и внутренние враги, чиновники и политики, финансируемые извне и продающие интересы своих стран.

Конечно, основными противниками-интересантами срыва и недопустимости реализации этого проекта могут быть противники Армении и Ирана — Азербайджан, Турция и Израиль. На лицо и очень невразумительные действия властей Армении в последней карабахской войне, и странная их поддержка со стороны Турции.

Я не собираюсь никого официально обвинять и тем более вмешиваться во внутренние дела Армении, так как у властей каждого государства есть свои геополитические интересы. Думаю, что армянский народ сам во всем разберется и со своими властями и предателями интересов страны и Карабаха.   

Утверждаю и убежден лишь в том, что власти любого государства в первую очередь должны отражать интересы своей страны и народа. Только исходя из этих интересов они должны действовать во внешней политике, заключать те или иные союзы и договора.                                    

Продолжая разговор об автомобильных дорогах, соединяющих Иран с Арменией, отмечу, что сегодня трасса Горис — Капан, является основной и единственной дорогой для проезда крупногабаритного грузового транспорта из Ирана в Армению. Если для проезда легкового транспорта проблем нет и есть еще маломасштабная объездная дорога по Армении, то проезд для фур затруднен с введенными Азербайджаном новыми таможенными постами и сборами с каждой фуры в одну и другую сторону, которые не предусмотрены в договоре и бюджетами перевозчиков. 

Чтобы обеспечить альтернативную дорогу, власти Армении намереваются инвестировать $1 млрд в строительство трассы Каджаран — Сисиан в рамках проекта Север-Юг. Не знаю когда, как и где Армения найдет эти деньги, но отмечу чрезвычайную важность этого проекта и пожелаю успехов.         

Кроме вышеназванных транспортных проектов, у Армении были еще и другие значимые проекты, такие как: активизация энергомоста Россия — Грузия — Армения — Иран, ранее утвержденного министерствами энергетики всех четырех стран.

Север Ирана исписывает большой энергодефицит, и для Исламской республики выгоднее не строить генерирующие мощности, а получать электроэнергию на основании импорта. Причем в этих поставках могли бы поучаствовать не только генерирующие мощности России, но и Армении с Грузией, которые имеют значительный экспортный потенциал. Проект энергомоста выгоден всем участникам.

Проблема там чисто техническая. За минувшие годы Армения синхронизировала свою энергосистему с Ираном, соответственно, для обмена электроэнергией между Грузией и Арменией используются вставки постоянного тока. Для решения всех этих проблем и была создана рабочая группа, а в апреле 2016 года министры энергетики Армении, России, Ирана и замминистра энергетики Грузии подписали в Ереване «дорожную карту», которая предусматривала совместную разработку технико-экономического обоснования. Само соглашение было подписано в Батуми в сентябре 2016 года. Однако работы по запуску проекта еще не завершены.                       

Международный транспортный коридор Север–Юг и его сопряжение с другими транспортными коридорами позволит создать единую транспортную систему на всем евразийском пространстве. Его основным преимуществом перед другими маршрутами является значительное сокращение сроков доставки грузов. А потенциал грузовых перевозок по коридору Север–Юг может достичь 25 млн. тонн в год. При этом имеется существенный потенциал роста перевозок и торговли при технологическом совершенствовании транспортных маршрутов, улучшении качества транспортной инфраструктуры и цифровизации международного коридора. 

Пропускная способность и объемы перевозимых грузов этого коридора сопоставимы с морскими перевозками. Транспортный коридор Север-Юг станет важнейшим драйвером экономического развития для всех стран ЕАЭС. Он будет способствовать развитию производственной кооперации и выстраиванию логистических цепочек с другими заинтересованными странами.

Владимир Хомерики — доктор экономических наук, президент Фонда единения русского и грузинского народов, специально для ИА Реалист

Владимир Хомерики

ФИО: Хомерики Владимир Кириллович Дата рождения: 24 декабря 1951 года Город: Тбилиси Страна: Грузия Ученая степень: доктор экономических наук Место работы: президент фонда «Единение грузинского и русского народов»

Recent Posts

Правительство направило более ₽60,5 млрд на поддержку льготных кредитов для аграриев

МОСКВА (ИА Реалист). Правительство России дополнительно выделило более ₽60,5 млрд на поддержку программы льготного кредитования…

9 часов ago

Экспорт зеленого чая из Японии достиг максимума за 70 лет

ТОКИО (ИА Реалист). Экспорт зеленого чая из Японии за первые десять месяцев текущего года достиг…

10 часов ago

Глава YouTube признался, что ограничивает своим детям доступ к соцсетям

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Генеральный директор YouTube Нил Мохан сообщил, что ограничивает использование соцсетей и онлайн-платформ…

12 часов ago

Лукашенко помиловал 123 иностранных граждан по договоренностям с Трампом

МИНСК (ИА Реалист). Президент Беларуси Александр Лукашенко в рамках достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом…

19 часов ago

Microsoft выходит из тени OpenAI и запускает собственную линию «суперинтеллекта»

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Корпорация Microsoft получила право самостоятельно развивать продвинутые системы искусственного интеллекта после изменения…

1 день ago

В Пакистане экс-главу разведки приговорили к 14 годам тюрьмы

ИСЛАМАБАД (ИА Реалист). Военный суд Пакистана приговорил бывшего руководителя Межведомственной разведки (ISI) генерал-лейтенанта Фаиза Хамида…

1 день ago