ТБИЛИСИ (ИА Реалист). Тема транспортных коридоров и логистики — один из важнейших факторов геополитики и экономики. Вокруг нее ведутся самые жестокие открытые и закрытые войны, интриги и борьба. Кавказ — важный геополитический регион и транспортно-логистический узел, где сплетены интересы всех важных мировых игроков (России, США, Китая, Индии, Турции и Ирана) и идет война за сохранение, развитие и открытие новых путей, а также контроль за ними. Малые региональные и страны в этой борьбе становятся заложниками. Они вынуждены лавировать или в своих интересах примыкать к тому или иному большому игроку в интересах выгоды, безопасности и выживания.
Именно в такой сложной логистической ловушке и оказалась Армения после развала СССР. Не имея практически никакого прямого выхода на большие торгово-транспортные пути и находясь в сложном геополитическом окружении и отношениях с Турцией и Азербайджаном. При этом не имея границ и прямого выхода на своего стратегического партнера — Россию.
Армении очень трудно отстаивать свои интересы в регионе и противостоять тем вызовам и давлению, которые она испытывает от некоторых соседних государств и отсутствия достаточной транспортной логистики как для развития экономики, так и для эффективной помощи по обеспечению своей безопасности.
Где-то в 2008 году Иран, Индия и Китай предложили Армении построить автомагистраль с армянского города Мегри, от границы с Ираном до Грузии, откуда через нее открывалась дорога (в том числе и морская) на Россию, Европу и далее везде. С учетом столь серьезного проекта, Азиатский банк развития согласился финансировать этот проект стоимостью в $2 млрд. Строительство современной автомагистрали протяженностью почти в 600 км планировалось осуществить за 10 лет (с 2009 по 2019 г.). Коридор Север-Юг должен был пройти через всю Армению, от приграничного с Ираном города Мегри до границы Грузии с выходом на порты Грузии. Однако прошло уже 12 лет, а эта дорога построена только на 10% от всего пути. Глядя на такую ситуацию, первым из проекта вышли китайцы, а дальше, уже в 2021 году, проинспектировав ход строительства, которое к тому времени должно было быть закончено, Азиатский банк закрыл финансирование объекта.
Армяне обвинили свои власти в коррупции и провале, который отвечал интересам противников проекта — Азербайджана и Турции. Все это трудно оспорить, так как в Армении, как и почти везде, есть и коррупция, и внутренние враги, чиновники и политики, финансируемые извне и продающие интересы своих стран.
Конечно, основными противниками-интересантами срыва и недопустимости реализации этого проекта могут быть противники Армении и Ирана — Азербайджан, Турция и Израиль. На лицо и очень невразумительные действия властей Армении в последней карабахской войне, и странная их поддержка со стороны Турции.
Я не собираюсь никого официально обвинять и тем более вмешиваться во внутренние дела Армении, так как у властей каждого государства есть свои геополитические интересы. Думаю, что армянский народ сам во всем разберется и со своими властями и предателями интересов страны и Карабаха.
Утверждаю и убежден лишь в том, что власти любого государства в первую очередь должны отражать интересы своей страны и народа. Только исходя из этих интересов они должны действовать во внешней политике, заключать те или иные союзы и договора.
Продолжая разговор об автомобильных дорогах, соединяющих Иран с Арменией, отмечу, что сегодня трасса Горис — Капан, является основной и единственной дорогой для проезда крупногабаритного грузового транспорта из Ирана в Армению. Если для проезда легкового транспорта проблем нет и есть еще маломасштабная объездная дорога по Армении, то проезд для фур затруднен с введенными Азербайджаном новыми таможенными постами и сборами с каждой фуры в одну и другую сторону, которые не предусмотрены в договоре и бюджетами перевозчиков.
Чтобы обеспечить альтернативную дорогу, власти Армении намереваются инвестировать $1 млрд в строительство трассы Каджаран — Сисиан в рамках проекта Север-Юг. Не знаю когда, как и где Армения найдет эти деньги, но отмечу чрезвычайную важность этого проекта и пожелаю успехов.
Кроме вышеназванных транспортных проектов, у Армении были еще и другие значимые проекты, такие как: активизация энергомоста Россия — Грузия — Армения — Иран, ранее утвержденного министерствами энергетики всех четырех стран.
Север Ирана исписывает большой энергодефицит, и для Исламской республики выгоднее не строить генерирующие мощности, а получать электроэнергию на основании импорта. Причем в этих поставках могли бы поучаствовать не только генерирующие мощности России, но и Армении с Грузией, которые имеют значительный экспортный потенциал. Проект энергомоста выгоден всем участникам.
Проблема там чисто техническая. За минувшие годы Армения синхронизировала свою энергосистему с Ираном, соответственно, для обмена электроэнергией между Грузией и Арменией используются вставки постоянного тока. Для решения всех этих проблем и была создана рабочая группа, а в апреле 2016 года министры энергетики Армении, России, Ирана и замминистра энергетики Грузии подписали в Ереване «дорожную карту», которая предусматривала совместную разработку технико-экономического обоснования. Само соглашение было подписано в Батуми в сентябре 2016 года. Однако работы по запуску проекта еще не завершены.
Международный транспортный коридор Север–Юг и его сопряжение с другими транспортными коридорами позволит создать единую транспортную систему на всем евразийском пространстве. Его основным преимуществом перед другими маршрутами является значительное сокращение сроков доставки грузов. А потенциал грузовых перевозок по коридору Север–Юг может достичь 25 млн. тонн в год. При этом имеется существенный потенциал роста перевозок и торговли при технологическом совершенствовании транспортных маршрутов, улучшении качества транспортной инфраструктуры и цифровизации международного коридора.
Пропускная способность и объемы перевозимых грузов этого коридора сопоставимы с морскими перевозками. Транспортный коридор Север-Юг станет важнейшим драйвером экономического развития для всех стран ЕАЭС. Он будет способствовать развитию производственной кооперации и выстраиванию логистических цепочек с другими заинтересованными странами.
Владимир Хомерики — доктор экономических наук, президент Фонда единения русского и грузинского народов, специально для ИА Реалист