МОСКВА (ИА Реалист). Президент Владимир Путин 17 июня назначил новых заместителей министра обороны. Первым замминистра обороны стал Леонид Горнин, а Павел Фрадков, Анна Цивилёва и Олег Савельев — заместителями министра. Все они гражданские лица, никогда не служившие в министерстве обороны и, следовательно, не связанные с прежним руководством военного ведомства.
Но зачем это было сделано? Назначение гражданских лиц в министерство обороны должно иметь серьезные причины.
Даже беглого взгляда на биографии этих людей достаточно, чтобы найти ответ на этот вопрос.
- Леонид Горнин по профессии финансовый ревизор, всю жизнь он занимался только этим, доросший до аудитора Счетной палаты. Курирует вопросы финансового обеспечения вооруженных сил.
- Павел Фрадков специалист по управлению имуществом. Последняя его должность первый заместитель руководителя Управления делами президента РФ.
- Олег Савельев руководил аппаратом Счетной палаты. Назначен руководителем аппарата министерства обороны.
- Анна Цивилёва медик, возглавляла фонд поддержки участников СВО «Защитники Отечества», то есть занималась социальными вопросами военнослужащих.
Таким образом ключевые гражданские сферы МО: финансы (Горнин), имущество (Фрадков), аппарат (Савельев) и социальная сфера (Цивилева) переходят под контроль новых людей. Причем люди эти обладают тремя схожими качествами:
- Они все гражданские, и это важно не только потому, что они свободны от влияния прежних руководителей МО, а тем, что они самим своим приходом вносят новые подходы в управление гражданской частью военного ведомства.
- Они все крепкие профессионалы в своей области, следовательно, они будут контролировать своих подчиненных, а не подчиненные их, что гарантирует исполнение задач, поставленных президентом.
- Они все так или иначе связаны с президентом. Горнин как куратор силового блока в Счетной палате, Фрадков и как сын Михаила Фрадкова и первый заместитель руководителя Управления делами, Савельев как член первого президентского кадрового резерва, Цивилёва и как жена своего мужа – крупного государственного деятеля, но главное как глава фонда «Защитники Отечества» – без президентской поддержки эффективная работа такого фонда трудна почти невозможна.
Так что же у нас получается?
Президент высадил десант своих людей во главе с Андреем Белоусовым в Минобороны, чем, с одной стороны, гарантировал наведение порядка в ведомстве, а, с другой — увеличил свой контроль над ним. И последнее — главный результат произошедшего.
Теперь осталось навести порядок. И здесь хотелось бы остановится на Цивилёвой — ее задача сложнее чем у других. Ей мало навести порядок — ее сфера требует развития: потребность в социально бытовой поддержке военнослужащих и ветеранов будет только возрастать.
Вывод. Мы присутствуем при очередном этапе концентрации власти, неизбежном в период проведения специальной военной операции. Но это тот редкий случай, когда концентрация власти может помочь людям.
Но остается последний вопрос: произошедшие это только способ наведения порядка и концентрации власти, или это начало новой эпохи, когда Минобороны сосредоточится на хозяйственных вопросах, а военными делами будет заниматься Генштаб? Думаю, ближайшее время даст нам ответ на этот вопрос.
Дмитрий Журавлев — научный руководитель Института региональных проблем, специально для ИА Реалист