5 июня в Кремле состоялись переговоры председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина. 6 и 7 июня Си примет участие в Петербургском международном экономическом форуме в качестве почётного гостя.
По итогам переговоров состоялась церемония обмена документами. Путин и Си подписали Совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, а также Совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности в современную эпоху. Примечательно, что саммит проходит накануне внеочередных президентских выборов в Казахстане, которые пройдут 9 июня.
Россия и Китай также подпишут соглашение о возможности расчетов в национальных валютах. Согласно проекту соглашения, “расчеты и платежи за товары, услуги и прямые инвестиции между хозяйствующими субъектами РФ и КНР осуществляются в соответствии с международной практикой и законодательством государств сторон с использованием иностранной валюты, валюты России (рубли) и валюты Китая (юани)”. Выбор валюты платежа и способа расчетов согласовывается хозяйствующими субъектами самостоятельно”.
Накануне визита Си дал интервью “Российской газете” и ТАСС. “6 лет назад Россия стала первой страной, которую я посетил в качестве председателя КНР, во время которого мы с президентом Путиным открыли новую страницу в летописи китайско-российских отношений”, – вспоминает китайский лидер.
Отдельное внимание Си уделил сотрудничеству Москвы и Пекина в рамках “Полярного Шелкового пути”. “Освоение и использование арктических судоходных маршрутов – это новая возможность, новая платформа и новый стимул для сопряжения “Пояса и пути” и ЕАЭС в пользу активизации взаимосвязанности и взаимовыгодного сотрудничества Китая и России с другими заинтересованными партнерами”, – заявил председатель КНР.
4 июня железнодорожные компании Белоруссии, Казахстана и России подписали акционерное соглашение об условиях участия в АО “Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс” (ОТЛК ЕРА).
ОТЛК ЕРА организовывает перевозки грузов в контейнерах в составе регулярных контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа по территориям стран ЕАЭС: Казахстан, РФ и Беларусь. Акционерный капитал компании паритетно разделен между ОАО “Российские железные дороги”, ГО “Белорусская железная дорога” и АО “НК “Казакстан темiр жолы” (по 33,33% акций).
31 мая Россия и Китай состыковали свои части трансграничного автомобильного моста через реку Амур, что стало огромным шагом вперед в его строительстве. Мост соединил города-побратимы, российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, за что был назван “Мостом дружбы”, передает агентство “Синьхуа”.
“В 1988 году страны поставили вопрос о строительстве трансграничного автомобильного моста между Благовещенском и Хэйхэ, но реализация проекта происходила медленно. Ускорило строительство трансграничной инфраструктуры провозглашение инициативы “Один пояс, один путь”. В сентябре 2015 года после одобрения глав двух государств транспортные ведомства России и Китая подписали “Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск — Хэйхэ от 26 июня 1995 года”. В декабре 2016 года официально началось строительство автомобильного моста Благовещенск-Хэйхэ”, – уточняет “Синьхуа”.
29 мая Россия и Китай создали единый центр космической погоды, который выдает данные для авиакомпаний о влиянии Солнца на атмосферу и технику.Союз России и Китая казался немыслимым еще два года назад. Однако теперь он неизбежен: США объявили торговую войну ЕС и Китаю, а также через санкции вынудили Россию искать новые рынки в Азии. Китай чувствовал себя вольготно на американском рынке, но президент Дональд Трамп начал его закрывать пошлинами. А это значит, что Пекину надо теснее работать с ЕС и Россией. Поэтому на повестке по-новому зазвучал Северный морской путь и железнодорожный коридор Китай – Казахстан – Россия – Европа.