США и Китай являются экономическими и геополитическими конкурентами ЕС в вопросах достижения технологического лидерства, говорится в докладе Европейского совета по международным делам.
«Америка готова в полной мере использовать глобальное значение своей валюты и экономики для введения новых санкций против Ирана, обеспечения иммиграционного соглашения с Мексикой и оспаривания газопровода «Северный поток – 2». А Китай ведет себя как экономический и системный конкурент в достижении технологического лидерства, продвигающий альтернативные модели управления. У США и Китая принципиально разные отношения с Европой, но они не отделяют экономику от геополитики…
Евросоюз стремится увеличить свои оборонные возможности и стратегическую автономию на фоне реваншистской России, которая теперь играет мускулами на восточной границе Европы, постоянной нестабильности на юге Европы и недовольства президента США относительно поведения Европы в рамках НАТО. Проблема усилия возможностей состоит не в том, что оно неосуществимо: Европа имеет как финансовые, так и технологические ресурсы для достижения этой цели.
Проблема заключается в масштабных недостатках в области обороны – достижение подлинной оборонной автономии будет делом десятилетий, а не лет. Есть потребность в политической повестке, которая будет мотивировать европейцев, позволит нам не вступать в противостояние с американцами (реакция США на оживленные разговоры об «европейской армии» и европейском фонде обороны подчеркнули такую опасность).
Любые усилия по достижению европейского стратегического суверенитета должны избегать разрыва в трансатлантическом альянсе. В то же время повестка должны устранить ключевые уязвимости, которые могут возникнуть в результате ослабления или отмены гарантий безопасности со стороны США. При этом следует избегать обвинений в том, что европейцы тратят ресурсы, дублируя возможности США и подрывая НАТО», – пишут авторы доклада Марк Леонард и Джереми Шапиро.
По словам аналитиков, Старый Свет нуждается в укреплении европейской опоры НАТО, создании потенциала для проведения одной крупной операции и трех небольших совместных операций без помощи США.
«Выход администрации Дональда Трампа из ядерной сделки с Ираном и введение новых санкций против Тегерана подорвали интересы европейских стран в области нераспространения ядерного оружия, обнажив их ограниченную способность осуществлять независимую стратегию в отношении ИРИ», – уточняется в документе.
Европейский совет по международным делам предлагает создать систему разделение труда с США, которая может облегчить американцам оперативную нагрузку в районах, где участие Западного берега Атлантики является несущественным или маловероятным, например, в Косово и в странах Африки.
«Судьба иранского ядерного соглашения – лишь вершина айсберга европейской уязвимости. Европейские страны все больше осознают свою уязвимость внешнему давлению и борются за суверенитет. Хотя европейский суверенитет кажется абстрактным, его отсутствие может иметь огромные издержки: что произойдет, если американцы ограничат торговлю и инвестиции ЕС в России и в Китае так же, как они сделали с Ираном? Это нарушит торговлю на сумму около 190 млрд евро в год с Россией и около 1 млрд евро в день с Китаем», – подчеркивают эксперты.