Органы власти и хозяйствующие субъекты не соблюдают антимонопольное законодательство
В текущем году в Хакасии по сравнению с 2019 годом на 22% увеличилось количество картельных сговоров и других антиконкурентных соглашений.
Участников сговора, а в большинстве случаев это органы власти и хозяйствующие субъекты, не пугают солидные штрафы и возможность уголовного преследования. Стоимость контракта, который можно получить по договоренности, достигает сотен миллионов рублей.
Основная часть дел — это сговоры между органами власти и хозяйствующими субъектами, которые выигрывают торги и под которые пишутся технические задания. Специалисты связывают это с увеличением федеральных средств, которые поступают в республику. Устоять против соблазна получить многомиллионный контракт при содействии заказчика сложно.
«В 2020 году всплеск таких нарушений. Не только картельных сговоров, но и других антиконкурентных соглашений. Если взять статистику за 2019 год, то количество таких нарушений увеличилось на 22%. Это говорит о том, что органы власти и хозяйствующие субъекты не соблюдают антимонопольное законодательство. Штрафы и возможная уголовная ответственность их не пугают», – отмечает заместитель руководителя УФАС Хакасии Ольга Липина.
Сегодня в Хакасии расследуются дела по сговорам при строительстве дороги в обход Абакана, поставок питания в социальные учреждения, возведении дома для обманутых дольщиков. Не исключено, что некоторые из этих дел перерастут в уголовные.
Правительство Хакасии не может гарантировать качественное питание в школах, детских садах и больницах
Антимонопольная служба Хакасии выявила признаки сговора у поставщиков продуктов питания. Как установлено хакасским УФАС России, с 2017 по 2020 год при проведении торгов на поставку продуктов питания два участника подавали заявки для участия в аукционах, используя единую инфраструктуру. При этом один из участников (индивидуальный предприниматель) делал ценовые предложения, а другой – «молчал», не понижал начальную максимальную цену контракта, и наоборот, что не характерно для поведения самостоятельных хозяйствующих субъектов, претендующих на победу в торгах. Такие действия недопустимы и содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела состоится в августе 2020 года.
По имеющейся информации, речь идет о поставках продуктов питания в медицинские и образовательные учреждения республики. Наличие сговора поставщиков, наряду с качеством поставляемой ими продукции, наводят на размышления: насколько региональная власть способна контролировать ситуацию, и кто будет нести ответственность в случае, не дай Бог конечно, отравления пациентов больниц и школьников?
«Организации участвовали попарно, не конкурируя между собой. Торги проходили с минимальным снижением в 1%, а анализ сведений, полученных на электронных площадках, показал совпадение IP-адресов при участии в закупках», – заявил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Павел Ремесюк.
Контроль, как собственно и само проведение конкурсов и аукционов, осуществляет Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия. Проще говоря, именно эта правительственная структура решает кто будет поставлять продукты питания в медицинские и образовательные учреждения. Дальше исполнительная власть «умывает руки» и хотят они или нет, но руководители больниц и школ вынуждены работать с теми поставщиками, которые определил Госкомзакуп.
Речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей, хотя деньги здесь не главное. На кону здоровье и жизнь людей. Учитывая, что с первого сентября текущего года, учащиеся младших классов (с первого по четвертый) должны будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток, вопросы организации питания просто обязаны быть на контроле региональных властей. Но видимо, это не про правительство Хакасии. Монополизирование рынка поставок продуктов на так называемое «социальное питание», зачастую приводит в возможности для коммерсантов сбывать продукцию не самого лучшего качества.
Таким образом, правительство Хакасии допускает для участия в торгах на поставку продуктов питания в социальные учреждения, предпринимателей и фирмы, уличенные антимонопольщиками в сговоре. В конечном итоге никто не может гарантировать, что пациенты больниц и школьники Хакасии будут получать качественное и самое главное безопасное питание.
Этакий хакасский вариант «русской рулетки».
Пока СМИ не грянут, власти «не перекрестятся»
Власти Хакасии начали экстренно предпринимать меры, после того, как стали известны скандальные подробности о том, что они отдали контракт стоимостью более 540 млн рублей и аванс в 108 млн рублей сомнительному подрядчику с поддельными документами.
Как ранее сообщало ИА «Реалист», по итогам проведенного региональными властями в марте нынешнего года аукциона, победителем аукциона на исполнение госконтракта за федеральные деньги стала организация ООО «ДСУ-7». С ней правительство Хакасии заключило договор на строительство дороги «Обход г. Абакана с мостовым переходом через р. Ташеба и ремонт дороги на улице Пушкина в Абакане». Власти республики уже перечислили подрядчику аванс в 108 млн рублей.
Власти Хакасии, выступавшие в роли распорядителей федеральных средств нацпроекта и заказчиков дорожного контракта, обязаны были проверять документы подрядчика, но по каким-то причинам этого не сделали. Ни губернатор региона Валентин Коновалов, ранее неоднократно публично обещавший «лично контролировать исполнение нацпроектов», ни его подчиненные в профильных министерствах и ведомствах проверить липовые документы ООО «ДСУ-7» не удосужились, а подписали с этим исполнителем госконтракт и немедленно перевели ему крупный аванс.
Однако этим вопросом заинтересовались соответствующие органы. Руководитель хакасского Управления Федеральной антимонопольной службы Ксения Лебедева заявила, что подписала приказ о возбуждении дела по факту сговора при строительстве дороги в обход реки Ташеба и ремонта дороги на улице Пушкина в отношении ООО «ДСУ-7» и предпринимателя Вардана Оганесяна по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.
«За такие нарушения предусмотрена ответственность (штраф) для юридических лиц в размере 50% начальной(максимальной) цены контракта. Для должностных лиц – вплоть до уголовной ответственности. Все материалы будут также направлены и в правоохранительные органы», – отметила Лебедева. Она добавила, что эта ситуация у республиканского УФАС находится на особом контроле.
В понедельник, 27 июля, в правительстве Хакасии прошло срочное совещание, посвященное решению ставших известных общественности проблем. На нем было озвучено, что генеральный подрядчик по этим объектам практически срывает выполнение государственного задания.
По реконструкции участка автомобильной дороги «Обход г. Абакана» (от кольцевой развязки на ул. Итыгина до примыкания к микрорайону Молодежный) отставание от графика выполнения работ составляет около 40 дней, отставание по освоению средств – 112 млн рублей.
За нарушение технологии ведения работ подрядчик уже оштрафован на сумму 3,3 млн рублей, сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Хакасии Дмитрий Василиади. По его версии, причины срыва контракта кроются в плохой организации работы и недостаточном количестве рабочей силы. Глава Минтранса также заявил, что у заказчика есть все основания разорвать контракт с подрядчиком.
«По условиям контракта, если отставание составляет 30 дней и более – это основание для расторжения», – отметил министр.
По итогам совещания принято решение обязать ООО «ДСУ-7» к 28 июля предоставить в Администрацию Абакана и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии график ликвидации отставаний по всем видам работ. До 5 августа заказчики будут вести мониторинг выполнения этого графика. В случае неисполнения намеченного плана, заказчики начнут процедуру расторжения контрактов с ООО «ДСУ-7».
Правительство Хакасии и лично Валентин Коновалов ставит под угрозу реализацию нацпроекта. Если начинать процедуру расторжения контракта, проводить новый аукцион и заводить нового подрядчика – лето и осень закончатся и исполнение нацпроекта будет сорвано. А еще ведь потребуется вернуть «загнанные» авансом 108 млн рублей и далеко не факт, что это вообще удастся.
Но если не расторгнуть договор – контракт все равно может быть сорван: 40-дневное отставание от графика на это намекает.
Правительство Коновалова вновь оказалось в положении цугцванга, когда что не делай – все хуже. Но так всегда случается, если чиновники изначально были некомпетентны или нечисты на руку.
Когда в товарищах согласья нет…
В Хакасии бюро рескома КПРФ отстранило от работы первого секретаря Черногорского отделения партии. Как рассказал в телефонном разговоре местному интернет-журналу «Новый Фокус» кандидат в мэры города, а теперь уже бывший первый секретарь Черногорского отделения партии Петр Синьков, его обвинили в нарушении Устава партии. При этом, хакасская КПРФ выдвинула в кандидаты на пост градоначальника действующего депутата Верховного Совета Евгения Молостова.
Петр Синьков отметил, что у него забрали и помещение, где он работал и ему пришлось съехать в другой офис.
«Мне пришлось выдвигаться самовыдвиженцем, так как черногорцы звонили и просили меня баллотироваться в мэры. В меня люди поверили, и я их не могу подвести. У меня только четыре папки с наказами и проблемами. Я переехал в другое помещение, и коммунисты все со мной перешли. Поэтому расстраиваться мне некогда. У меня есть с кем работать и есть те, кто меня поддерживает», – отметил уже бывший лидер черногорских коммунистов.
Партиец с 35-летним стажем получил от коллег по партии сомнительное объяснение: мол, плохой рейтинг и не стоит баллотироваться в мэры.
«35 лет служил партии и ее интересам, а сейчас меня просто окунули в грязь лицом», – рассказал Синьков.
В региональном отделении КПРФ политические скандалы в последнее время стали происходить регулярно. В начале июля этого года мы сообщали, что в связи с разногласиями с партийным руководством, ряды коммунистов покинул Владимир Грудинин. Причина та же – выдвижение Евгения Молостова, за которым, по сообщениям разных источников, стоит лично глава республики Коновалов. При этом Молостов пока мало известен горожанам, о чем говорят данные различных соцопросов. Грудинину также пришлось заявляться на выборы мэра самовыдвиженцем.
Всего на пост мэра Черногорска в порядке самовыдвижения баллотируются девять кандидатов: Владимир Грудинин, Петр Синьков, Евгений Григорьев, Юлия Казакова, Александр Петров, Николай Свинаренко, Руслан Степаненко, Вячеслав Финогенов и Олег Пустошилов, который уже получил регистрацию для участия в выборах.
Всего же, из 16 претендентов на пост главы второго по численности города республики, четыре человека так или иначе связаны с региональным отделением КПРФ, возглавляет которое Валентин Коновалов.
В последнее время интриги в партийных рядах, которые связывают с действиями молодого губернатора, вызывают все больше недовольства среди членов КПРФ по всей республике.
К слову сказать, это не единственный скандал, который сопровождает выборы в Черногорске. У одного из кандидатов обнаружилась судимость за грабеж.
Речь о Константине Харисове – на сегодняшний день одном из 16 кандидатов на пост мэра второго по величине города Хакасии. В его биографии оказалась уголовщина – судимость по ч. 2 ст. 145 УК РСФСР – грабеж. Это достоверные данные, которые указаны на официальном сайте Избиркома Хакасии.
В Хакасии удвоился уровень безработицы и достиг 10% от числа трудоспособного населения
По данным Красноярскстата, во втором квартале нынешнего года уровень безработицы в республике достиг 10%. Это вдвое больше, чем было в аналогичном прошлогоднем периоде. Как сообщает Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Туве и Хакасии (Красноярскстат), в Хакасии численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше во II квартале 2020 г. составила 239,3 тыс. человек, в их числе 215,4 тыс. человек, или 90% рабочей силы были заняты в экономике, и 23,9 тыс. человек (10%) не имели занятия, но активно его искали.
Уровень безработицы среди мужчин в данном возрасте составил 9,8%, женщин – 10,2, городского населения – 11,9, % сельского – 5,5%. Доля молодежи до 25 лет среди безработных составляла 7,1%, лиц в возрасте 50 лет и старше – 18,8%. Средний возраст безработных составил 39,2 года.