ИА Реалист: новости и аналитика

Русский / English / العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Севак Мирабян: Вера в истинного Бога не может быть сопряжена с духовным и психологическим насилием

Следственное управление Следственного комитета России по Омской области возбудило уголовное дело против в руководства местного отделения церкви "Возрождения". По мнению силовиков, участники секты буквально сводят своих прихожан с ума с целью завладеть их имуществом. Уголовное дело было заведено после обысков в омском офисе "церкви". Причиной этого стало обращение бывших адептов в правоохранительные органы – люди считают, что с них вымогают деньги. Почти у всех выявлены нарушения психики, которые они сами связывают с долгим пребыванием в секте. Руководство сектой осуществлялось извне – с Украины и из США. Как отличить секту от Церкви? На вопрос Информационного агентства "Реалист" ответил религиовед Севак Мирабян: "Человек – существо религиозное. Помимо разума, воли, способности к абстрактному мышлению, анализу информации и личностной самоидентификации (самосознания), религиозность, пожалуй, наименее изученное специфическое свойство человеческой природы. Но несмотря на это, каждый, кому приходилось иметь дело с религиозностью хотя бы одного из близких людей, может констатировать, что это серьезно. Думается, что излишне будет убеждать почтенного читателя о силе религиозного фактора. Достаточно нам великих арабских завоеваний, крестовых походов и войн с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). На силу этого факта указывает не только история минувших веков с ее масштабом и влиянием, но и череда уголовных дел и скандалов с различного рода религиозными группами. В данном случае речь идет о различного рода неопятидесятнических и харизматических движений. Количество таких групп у нас в стране столь велико, что описать их не представляется возможным в рамках нашего короткого обзора. Уважаемый читатель может более детально ознакомиться подобными движениями и иными религиозными культами и практиками и отношения к ним Православия, заглянув на сайт центра религиозных исследований во имя св. Иринея Лионского, а также ознакомившись с материалами основ социальной концепции РПЦ. Что можно сказать в рамках нашего обзора? Только одно – человек "неизлечимо" религиозен (homo religiodus). Однако религиозность религиозности рознь. Как и всякий дар, исходящий от Отца Небесного (Иак. 1:17), религиозность может быть для человека как благословением, так и проклятием (Втор. 30:12). Она чем-то схожа с музыкальным слухом, но лишь с тем отличием, что присуща всем без исключения. Нам хорошо известно, что фальшивит не только тот музыкант, у которого нет слуха. Даже у самого виртуозного "слухача" бывают помехи. Также и с религиозностью. И там и здесь есть необходимость камертона, который мог бы дать хоть какой-то ориентир, чтобы обезопасить себя от подделок. Иными словами есть острая нужда в технике религиозной безопасности. И, Слава Богу, такая "техника" есть и показала свое неизменное спасительное действие на протяжении нескольких тысячелетий. Если говорить о христианском (православном) видении данной ситуации, то этот камертон религиозной безопасности содержится как в Священном Писании, так и в Священном Предании Церкви, то есть в опыте христианской жизни. Условно говоря, можно указать на несколько важных моментов, которые опытом проверены и могут послужить надежным ориентиром в бушующей пестроте религиозного океана: "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17) Истинная вера в истинного Бога не может быть сопряжена ни с каким видом духовного и психологического насилия, манипуляций, в том числе и на чувстве греха и вины. Если лидер некоей религиозной группы (пастор, священник, имам, гуру), тем паче христианской, принимает в авторитарно-приказном духе жизненно важные решения за своих прихожан, либо теми или иными манипулятивными способами (прививая чувство вины, никчемности, ущербности, угрожая Богом, демонами, адом и тд) добивается своей воли, то это явный признак волка в овечьей шкуре (Мф. 7:13). "Даром получили – даром давайте" (Мф. 10:8) Эти слова сказал Христос Своим ученикам после того, как Он надели их властью и силой исцелять болезни и изгонять бесов. О дарах Святого Духа более подробно говорит св. апостол Павел в своем первом послании к коринфянам в главе 12. Если за эти дары вместе взятые или по отдельности служитель просит деньги – то он лжеапостол и лжепастырь, попросту – мошенник. В истории этот грех получил название "симония" по имени одного из библейских персонажей (см: Деяния 8:9-24). Люди, облагодетельствованные истинным служителем, в знак благодарности могут свободно пожертвовать что-то, но если им отказано, к примеру, в крещении или другом религиозном священнодействии (не по каноническим, религиозным причинам) по причине отсутствия денег и других материальных благ, то это незаконно и служитель подпадает под церковные санкции. "Как же ты, уча другого, не учишь себя самого" (Рим. 2:21) Здесь стоит продолжить мысль св. апостола Павла: "Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?" (Рим. 2: 22-23). Личный моральный облик Божьего служителя должен быть на высоте, подавая пример прихожанам. Не из тщеславия и корысти, а искренно и из усердия (1 Петра. 5:2; Фил. 2:3). "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…" (Мф. 16:4) Но даже если есть свобода, есть бескорыстие и безупречная внешняя репутация пастырей и пасомых и, однако, при этом, есть неудержимое стремление к чудесам и сверхъестественным явлениям, то это признак менее заметной, но не менее опасной духовной болезни. Чудеса и другие сверхъестественные явления не воспринимаются в Евангелии, как критерий истинности веры и тем паче ее глубины и качества. Чудом Божьим в православном сознании, по мудрому выражению афонского старца Паисия Святогорца, является покаяние человека и изменение дурных качеств и наклонностей его характера. Священное Писание акцентирует внимание с внешнего успеха и благополучия (что в основном и хотят люди чудесным образом без труда получить от Бога) на внутреннее состояние человеческого ума и сердца: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение (стойкость), благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (самообладание)" (Гал. 5:22-23). То есть все внимание Бога, Его первейший интерес, с точки зрения христианства, в том и состоит, чтобы приблизить к Себе человека, через дар Божественную любви и ответственности человека к себе, ближним, к миру в контексте свободного, жизненного ответа на этот дар. А чудеса – это вынужденная необходимость для поддержания веры, а не источник ее возникновения. Это своего рода цветы на дереве, но дерево, по слову Христа, познается не по цветам, а по плодам (Мф. 7:20). Таким вот простым и я сным способом человек призван быть на страже своего ума (1 Петра 1:13) и испытывать духов "от Бога ли они.., потому, что много лжепророков появилось в мире…" (1 Ин. 4:1-2). Библия предупреждает, что "не всякий говорящий "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Небесного" (Мф. 7:21)". Севак Мирабян – религиовед, специально для Информационного агентства "Реалист"

Севак Мирабян Севак Мирабян
24 декабря, 2017, 13:16
Мнения
Секта в действии. Иллюстрация: pravoslavie.ru

Секта в действии. Иллюстрация: pravoslavie.ru

Следственное управление Следственного комитета России по Омской области возбудило уголовное дело против в руководства местного отделения церкви “Возрождения”. По мнению силовиков, участники секты буквально сводят своих прихожан с ума с целью завладеть их имуществом.

Уголовное дело было заведено после обысков в омском офисе “церкви”. Причиной этого стало обращение бывших адептов в правоохранительные органы – люди считают, что с них вымогают деньги. Почти у всех выявлены нарушения психики, которые они сами связывают с долгим пребыванием в секте. Руководство сектой осуществлялось извне – с Украины и из США.

Как отличить секту от Церкви?  На вопрос Информационного агентства “Реалист” ответил религиовед Севак Мирабян:

“Человек – существо религиозное. Помимо разума, воли, способности к абстрактному мышлению, анализу информации и личностной самоидентификации (самосознания), религиозность, пожалуй, наименее изученное специфическое свойство человеческой природы. Но несмотря на это, каждый, кому приходилось иметь дело с религиозностью хотя бы одного из близких людей, может констатировать, что это серьезно. Думается, что излишне будет убеждать почтенного читателя о силе религиозного фактора. Достаточно нам великих арабских завоеваний, крестовых походов и войн с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). На силу этого факта указывает не только история минувших веков с ее масштабом и влиянием, но и череда уголовных дел и скандалов с различного рода религиозными группами.

В данном случае речь идет о различного рода неопятидесятнических и харизматических движений. Количество таких групп у нас в стране столь велико, что описать их не представляется возможным в рамках нашего короткого обзора. Уважаемый читатель может более детально ознакомиться подобными движениями и иными религиозными культами и практиками и отношения к ним Православия, заглянув на сайт центра религиозных исследований во имя св. Иринея Лионского, а также ознакомившись с материалами основ социальной концепции РПЦ.

Что можно сказать в рамках нашего обзора? Только одно – человек “неизлечимо” религиозен (homo religiodus). Однако религиозность религиозности рознь. Как и всякий дар, исходящий от Отца Небесного (Иак. 1:17), религиозность может быть для человека как благословением, так и проклятием (Втор. 30:12). Она чем-то схожа с музыкальным слухом, но лишь с тем отличием, что присуща всем без исключения. Нам хорошо известно, что фальшивит не только тот музыкант, у которого нет слуха. Даже у самого виртуозного “слухача” бывают помехи. Также и с религиозностью. И там и здесь есть необходимость камертона, который мог бы дать хоть какой-то ориентир, чтобы обезопасить себя от подделок. Иными словами есть острая нужда в технике религиозной безопасности. И, Слава Богу, такая “техника” есть и показала свое неизменное спасительное действие на протяжении нескольких тысячелетий.

Если говорить о христианском (православном) видении данной ситуации, то этот камертон религиозной безопасности содержится как в Священном Писании, так и в Священном Предании Церкви, то есть в опыте христианской жизни. Условно говоря, можно указать на несколько важных моментов, которые опытом проверены и могут послужить надежным ориентиром в бушующей пестроте религиозного океана:

“Где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3:17)

Истинная вера в истинного Бога не может быть сопряжена ни с каким видом духовного и психологического насилия, манипуляций, в том числе и на чувстве греха и вины. Если лидер некоей религиозной группы (пастор, священник, имам, гуру), тем паче христианской, принимает в авторитарно-приказном духе жизненно важные решения за своих прихожан, либо теми или иными манипулятивными способами (прививая чувство вины, никчемности, ущербности, угрожая Богом, демонами, адом и тд) добивается своей воли, то это явный признак волка в овечьей шкуре (Мф. 7:13).

“Даром получили – даром давайте” (Мф. 10:8)

Эти слова сказал Христос Своим ученикам после того, как Он надели их властью и силой исцелять болезни и изгонять бесов. О дарах Святого Духа более подробно говорит св. апостол Павел в своем первом послании к коринфянам в главе 12. Если за эти дары вместе взятые или по отдельности служитель просит деньги – то он лжеапостол и лжепастырь, попросту – мошенник. В истории этот грех получил название “симония” по имени одного из библейских персонажей (см: Деяния 8:9-24). Люди, облагодетельствованные истинным служителем, в знак благодарности могут свободно пожертвовать что-то, но если им отказано, к примеру, в крещении или другом религиозном священнодействии (не по каноническим, религиозным причинам) по причине отсутствия денег и других материальных благ, то это незаконно и служитель подпадает под церковные санкции.

“Как же ты, уча другого, не учишь себя самого” (Рим. 2:21)

Здесь стоит продолжить мысль св. апостола Павла: “Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?” (Рим. 2: 22-23). Личный моральный облик Божьего служителя должен быть на высоте, подавая пример прихожанам. Не из тщеславия и корысти, а искренно и из усердия (1 Петра. 5:2; Фил. 2:3).

“Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…” (Мф. 16:4)

Но даже если есть свобода, есть бескорыстие и безупречная внешняя репутация пастырей и пасомых и, однако, при этом, есть неудержимое стремление к чудесам и сверхъестественным явлениям, то это признак менее заметной, но не менее опасной духовной болезни. Чудеса и другие сверхъестественные явления не воспринимаются в Евангелии, как критерий истинности веры и тем паче ее глубины и качества. Чудом Божьим в православном сознании, по мудрому выражению афонского старца Паисия Святогорца, является покаяние человека и изменение дурных качеств и наклонностей его характера. Священное Писание акцентирует внимание с внешнего успеха и благополучия (что в основном и хотят люди чудесным образом без труда получить от Бога) на внутреннее состояние человеческого ума и сердца: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение (стойкость), благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (самообладание)” (Гал. 5:22-23). То есть все внимание Бога, Его первейший интерес, с точки зрения христианства, в том и состоит, чтобы приблизить к Себе человека, через дар Божественную любви и ответственности человека к себе, ближним, к миру в контексте свободного, жизненного ответа на этот дар. А чудеса – это вынужденная необходимость для поддержания веры, а не источник ее возникновения. Это своего рода цветы на дереве, но дерево, по слову Христа, познается не по цветам, а по плодам (Мф. 7:20).

Таким вот простым и я сным способом человек призван быть на страже своего ума (1 Петра 1:13) и испытывать духов “от Бога ли они.., потому, что много лжепророков появилось в мире…“ (1 Ин. 4:1-2). Библия предупреждает, что “не всякий говорящий “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Небесного” (Мф. 7:21)”.

Севак Мирабян – религиовед, специально для Информационного агентства “Реалист”

Предыдущая статья

Дмитрий Орлов: Президентская кампания – возможность “перезагрузить” путинское большинство

Следующая статья

Денис Дворников: Как написать текст без “воды”

Похожие статьи

Монастырь Дадиванк
Мнения

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025
Мнения

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025
Мнения

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025
Мнения

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025
Мнения

Жак Аттали: Франция и мир переживают кризис здравого смысла

8 сентября, 2025
Мнения

Норвегия открывает второй фронт против России — «тресковую войну» в Баренцевом море

7 сентября, 2025
Важное
Важное

Правый кандидат Хосе Антонио Каст победил на президентских выборах в Чили

15 декабря, 2025

САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили, набрав 58% голосов во втором...

Альянс с США и тень Тайваня: Сеул между Вашингтоном и Пекином

15 декабря, 2025

СЕУЛ (ИА Реалист). Усиление давления со стороны США на своих союзников с целью укрепления обороны так называемой первой островной цепи...

Оборонный бюджет США вырос до $901 млрд.

11 декабря, 2025

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Палата представителей США приняла масштабный оборонный бюджет — Национальный закон об оборонных назначениях (NDAA) на 2026 финансовый...

Мадуро подтвердил телефонный разговор с Трампом на фоне роста военной напряженности

4 декабря, 2025

КАРАКАС (ИА Реалист). Президент Венесуэлы Николас Мадуро подтвердил, что около десяти дней назад провел телефонный разговор с президентом США Дональдом...

Новости СМИ2

Мнения

Монастырь Дадиванк

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту – геноцида, находилось 5658 памятников,...

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В далеком 1979 году, будучи студентом третьего курса, я каждый вторник ходил в Церковь Святого Христа Всеспасителя...

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025

МОСКВА (ИА Реалист). В мировой политике самым заметным ньюсмейкером является, безусловно, президент США Дональд Трамп. Его желание получить Нобелевскую премию...

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Война с Ираном становится все ближе. И это в очередной раз затягивает Армению в зону неопределённости. Решение...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский / English / العربية