То, что на выборах в органы местного самоуправления в Турции действующая власть сдала позиции в ряде крупных городов, пока не является веским поводом для констатации политического кризиса или начала трансформаций в турецкой политической системе. Конечно, игнорировать данный факт тоже не стоит. Скорее, турецким властями следует воспринимать его как индикатор для измерения и оценки своих политических целей на ближайшие 4 года, т.е. до очередных президентских выборов.
Для объективной же оценки результатов выборов важно принимать во внимание несколько базовых факторов.
Во-первых, укрепление Реджепом Эрдоганом вертикали власти в результате референдума 2017 г. привело к значительному росту протестных движений в Турции. Примечательно, что наибольшей чувствительностью в этих процессах выделились все те же крупные города (Анкара, Стамбул, Измир и др.), в которых партия власти уступила оппозиции на минувших выборах. Можно в целом утверждать, что недовольство властью, а также рост протестных движений и активизация оппозиционных сил сопутствуют Эрдогану с момента его избрания президентом в 2014 г., что сформировало неплохие предпосылки для осуществления попытки военного переворота в 2016 г. – важного показателя степени эффективности вертикали власти.
Во-вторых, с целью понизить высокий градус напряженности в турецком обществе, Эрдоган был вынужден обеспечить баланс сил на муниципальных выборах, что стало возможным путем исключения жесткого вмешательства в избирательный процесс и повсеместного использования административного ресурса. Будучи прагматичным игроком, турецкий лидер осознает все риски узурпации власти в обществе, разделенном, по сути, на два основных лагеря – исламистский и кемалистский. Учитывая возрастающее недовольство проводимого “Партией справедливости и развития” политикой, нацеленной на исламизацию общества и приведшей к осложнению отношений с ЕС и США, повышению уровня безработицы и росту инфляции, Эрдоган, вероятно, решил поиграть в демократию, оставаясь верным принципу “разделяй и властвуй”.
В-третьих, необходимо учесть также особенности административного деления турецких городов, состоящих из множества “ильче”. Это своего рода маленькие города, имеющие свои органы управления, также формирующиеся в результате выборов. И когда мы констатируем победу оппозиции, например, в Стамбуле, то важно принять во внимание тот факт, что оппозиция набрала большинство голосов далеко не во всех “ильче”. Следовательно, действующая власть и дальше будет играть важную роль в процессе управления ключевыми мегаполисами, а руки оппозиции не всегда будут развязаны. С другой стороны, не стоит также забывать, что в “проигранных” городах разница в голосах была незначительной и в отдельных случаях составляла всего 20-25 тыс. голосов.
Ваге Давтян – кандидат политических наук, доцент Российско-Армянского (Славянского) университета, специальнодля ИА “Реалист”