Шесть бывших бразильских канцлеров, которые руководили министерством иностранных дел Бразилии при правительствах политических партий различных идеологических оттенков за последние 30 лет, совместно выпустили беспрецедентный манифест под названием «Восстановление бразильской внешней политики», в котором они подвергают резкой критике внешнюю политику страны при правительстве президента Жаира Болсонару и его министра иностранных дел Эрнесту Араужу.
Среди подписавших манифест ‒ Алоизиу Нунес и Хоэе Серра, бывшие министры иностранных дел правительства президента Мишеля Темера; Селсу Аморим, бывший министр иностранных дел правительства президента Лулы да Силва и министр обороны правительства Дилмы Руссефф; Селсу Лафер и Франсиску Резек, бывшие министры иностранных дел правительства президента Фернанду Коллор, а также Фернанду Энрике Кардозу, министр иностранных дел правительства президента Итамара Франсо и бывший президент Бразилии (1995-2003). В манифесте, опубликованном 8 мая в десятках газет и на информационных сайтах Бразилии, канцлеры обвиняют Жаира Болсонару в нарушении конституционных принципов страны.
Кризис в бразильской внешней политике имеет беспрецедентный характер и является ещё одним фактом, раскрывающим широту и серьёзность национальной драмы, которую переживает Бразилия и в экономике, и в политике, а сейчас и в сфере здравоохранения при пандемии коронавируса с равнодушием к ней со стороны Жаира Болсонару. Кризис затронул и работу министерств, в последнее время погрузившихся в конфликт и отмечающихся спорными фигурами.
Министр иностранных дел, дипломат Эрнесту Араужу, основоположник и руководитель «дипломатии позора» ‒ это особый случай. Спустя почти полтора года у власти его деятельность в качестве главы Итамарати (МИД Бразилии) была отмечена посредственностью, глупыми заявлениями и малой подготовленностью к должности. Реакция канцлеров является вполне своевременной и проливает свет на страну, чья внешняя политика исторически характеризовалась независимостью и умеренностью.
ИА «Реалист» публикует в полном объеме манифест «Восстановление бразильской внешней политики», подписанный бывшими канцлерами Бразилии:
«Несмотря на наши четкие траектории и политические мнения, мы, кто несли на себе высокую ответственность в сфере международных отношений при различных правительствах Новой Республики, выражаем нашу озабоченность по поводу систематического нарушения текущей внешней политикой руководящих принципов международных отношений Бразилии, определенных в Cтатье 4 Конституции 1988 года. Новаторская в этом смысле Конституция гласит, что Бразилия в её международных отношениях руководствуется следующими принципами: «I – национальная независимость; II – главенство прав человека; III – самоопределение народов; IV- невмешательство; V – равенство между государствами; VI – защита мира; VII – мирное разрешение конфликтов; VIII – осуждение терроризма и расизма; IX – сотрудничество между народами во имя прогресса человечества; X – предоставление политического убежища». Отдельным абзацем: «Федеративная Республика Бразилия будет стремиться к экономической, политической, социальной и культурной интеграции народов Латинской Америки с целью формирования латиноамериканского сообщества наций».
Достаточно сравнить нормы Конституции с действиями во внешней политике, чтобы убедиться, что нынешняя дипломатия противоречит этим принципам и буквально, и в целом. Национальная независимость не может быть согласована с подчинением иностранному правительству, которое признает, что его политическая программа заключается в продвижении собственных интересов выше всех других соображений. Oтодвигает на задний план независимость любая власть, которая объявляет себя союзником этой страны, принимая в качестве собственной чужую повестку дня, что угрожает втянуть Бразилию в конфликты с государствами, с которыми мы поддерживаем отношения дружбы и взаимных интересов. Кроме того, власть отходит от универсального призвания бразильской внешней политики и её способности вести диалог и наводить мосты с различными странами, развитыми и развивающимися, в пользу наших интересов.
Другими примерами противоречия с положениями Конституции являются поддержка принудительных мер в соседних странах, нарушающих принципы самоопределения и невмешательства; голосование в ООН за применение одностороннего эмбарго в нарушение норм международного права, равенства государств и мирного разрешения конфликтов; одобрение применения силы против суверенных государств без разрешения Совета Безопасности ООН; официальное одобрение политического убийства и голосование против резолюций Совета по правам человека в Женеве, осуждающих нарушение этих прав; защита политики отказа коренных народов от прав, гарантированных им в Конституции, игнорирование таких вопросов, как дискриминация по признаку расы и пола. В дополнение к нарушению Федеральной конституции, текущее руководство налагает на страну издержки, которые трудно исправить, такие как крах внешнего доверия, потеря рынков и бегство инвестиций.
Уважаемая в сфере защиты окружающей среды с реализации Рио-92 в качестве неизбежного лидера в теме устойчивого развития, Бразилия в настоящее время представляет угрозу для себя и других в разрушении Амазонии и ухудшении глобального потепления. Бразильская дипломатия, признанная движущей силой умеренности и равновесия на службе достижения консенсуса, стала подчиненным элементом наиболее агрессивной односторонности. В Латинской Америке, от индукторов интеграционного процесса, мы скатились до того, что поддерживаем интервенционистские авантюры, уступая место внешнерегиональным силам. Мы отказываемся от возможности защищать наши интересы, соглашаясь с депортацией в бесчеловечных условиях Соединенными Штатами бразильских рабочих, или принимая решение по идеологическим причинам вывести из Венесуэлы, соседней страны, весь бразильский дипломатический и консульский персонал, оставив без помощи наших граждан, проживающих там. В Западной Европе мы без причины противодействуем нашим важным партнерам во всех областях, таким как Франция и Германия. Нынешняя антидипломатия отдаляет страну от ее стратегических целей, входя в противоречия с незаменимыми странами для самой реализации экономической повестки дня правительства.
Очень серьезный кризис в области здравоохранения, связанный с COVID-19, выявил неэффективность Министерства иностранных дел и его контрпродуктивную роль в оказании помощи Бразилии в получении доступа к медицинским продуктам и оборудованию. Необъяснимые нападки на Китай и Всемирную организацию здравоохранения в сочетании с неуважением к науке и нечувствительностью к угрозе человеческим жизням, проявленным Президентом Республики, сделали правительство объектом международного презрения и отвращения. В то же время были созданы барьеры для инициатив губернаторов по импорту продуктов, которые крайне необходимы для спасения жизней тысяч бразильцев.
Спасение внешней политики Бразилии требует возвращения к послушанию конституционным принципам, рациональности, прагматизму, чувству равновесия, умеренности и конструктивного реализма. В этой реконструкции необходимо, чтобы судебная власть, хранитель Конституции, и Национальный конгресс, представляющие волю народа, выполняли свою роль в деле контроля за конституционностью дипломатических действий. Чтобы реагировать на желания нашего народа и реагировать на реальные потребности Бразилии, внешняя политика должна иметь широкую поддержку общественного мнения и сотрудничать в формировании её концепций со всеми слоями общества. Исходя из этого требуется участие нашего дипломатического корпуса в государственной политике, а не в предвзятых действиях, направленных на возбуждение негативных настроений и усугубление предрассудков мракобесов и реакционного меньшинства.
Мы выражаем солидарность и решительную поддержку дипломатам, униженным и смущенным позициями, которые противоречат лучшим традициям Итамарати. Реконструкция внешней политики Бразилии является неотложной и необходимой. Оставив позади эту позорную страницу подчиненности и иррациональности, мы должны вернуть в центр дипломатических действий защиту независимости, суверенитета, достоинства и национальных интересов, таких ценностей, как солидарность и поиск диалога, на которых была построена бразильская дипломатия и стала наследием и гордостью бразильского народа».
Марселу Безерра – кандидат политических наук и журналист, специально для ИА «Реалист»