ИА Реалист: новости и аналитика

Русский/English/العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Талгат Мамырайымов: Железные дороги Ирана готовы к транзиту китайских товаров через Центральную Азию и Пакистан

У Китая есть план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Урумчи-Тегеран с дальнейшим выходом на границы Турции, напоминает эксперт

Талгат Мамырайымов Талгат Мамырайымов
3 декабря, 2017, 12:53
Мнения
Талгат Мамырайымов: Железные дороги Ирана готовы к транзиту китайских товаров через Центральную Азию и Пакистан

По маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран возрастут объемы железнодорожных перевозок. Об этом сообщает издание “24.kz”. В конце ноября 2017 года в “ҚТЖ” состоялась четырехсторонняя встреча представителей железных дорог Казахстана, Китая, Ирана и Туркменистана. В ходе переговоров обсуждены вопросы установления конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран (ККТИ). Отметив потенциал международного транзитного коридора ККТИ, участники встречи высказались за организацию регулярного контейнерного сервиса по данному маршруту. Вице-президент по логистике “ҚТЖ” С.Елюбаев отметил необходимость создания условий для становления контейнерного сервиса, формирования стабильного контейнеропотока, наработки клиентской и грузовой базы, применения утверждённых тарифных ставок на перевозки грузов в контейнерах по маршруту ККТИ. Стороны определили ответственных операторов по организации контейнерных поездов по ККТИ.

Перспективы маршрута в беседе с Экспертной трибуной “Реалист” оценил политический аналитик из Казахстана Талгат Мамырайымов: 

“В конце ноября в Астане, на встрече представителей железных дорог 4-х стран, приняли решение увеличить перевозки, наладить регулярный контейнерный сервис по ж/д маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Что стоит за этим соглашением и каковы перспективы его реализации? В предыдущем своем комментарии для Экспертной трибуны “Реалист” я отмечал важность срединного (центрального) коридора, к которому относится и железная дорога Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран, для участников “китайского” Шелкового пути.

Однако через Иран проходит и южный коридор ЭПШП (Экономического пояса Шелкового пути – прим. ред.), значимость и объемы грузооборота которого сильно возрастут после ввода в строй коридора Китай-Пакистан-Иран. Тем не менее для таких крупных отправителей как Шанхай, Ляньюньган в географическом плане более предпочтителен центральный коридор. По железной дороге Казахстан-Туркменистан-Иран ранее уже проходили первые контейнерные поезда из Китая.

Соответственно, южный коридор ЭПШП будет больше интересен южному Китаю. Железные дороги Ирана, в целом, уже сейчас готовы к транзиту определенного объема грузов из Восточной Азии в Европу, как через Центральную Азию, так и через Пакистан. Ко всему прочему, иранский коридор может поспорить по скорости доставок грузов из Китая в Европу с российским Транссибом. В то же время, думается, что ж/д Казахстан-Туркменистан-Китай пока будет больше загружена товарами из Центральной Азии, России, нежели из Китая.

Во-первых, ожидается рост грузопоставок по этому коридору из Казахстана в Иран. За прошлый год грузооборот по нему между Казахстаном и Ираном составил 2,1 млн тонн, что на 16% больше, чем в 2015 году. Недавно были достигнуты договоренности о существенном увеличении поставок сельскохозяйственной продукции из Казахстана в Иран. Одну только казахстанскую пшеницу Иран гипотетически может импортировать до 1 млн тонн в год, а через иранскую территорию транзитом ее можно поставлять объемом в несколько миллионов тонн. В Иране большой спрос на казахстанский ячмень – в 2016 году Казахстан экспортировал в эту страну около 800 тыс. тонн ячменя. В 2017 году в Казахстане начали выращивать сельскохозяйственную продукцию для Ирана на более чем 1000 га земель – в перспективе площадь будет увеличена до 10000 га. Иран также заинтересован в поставках казахстанской продукции железнодорожного машиностроения, металлургической промышленности. В свою очередь Казахстан увеличивает импорт из Ирана различных товаров. 

В-вторых, аналогичный рост грузооборота с Ираном наблюдается и со стороны Туркменистана.

В-третьих, большой интерес проявляет к этому коридору Узбекистан, а также Россия. Кроме того, ж/д Казахстан-Туркменистан-Иран также нацелена на выход в Пакистан и далее в Индию. В этих условиях мощности ж/д Казахстан-Туркменистан-Китай может не хватить для масштабных грузопоставок из Китая. На сегодня данная железная дорога может пропускать около 10 млн тонн грузов. Максимальная же ее мощность в перспективе будет доведена до чуть более 700 тыс. двадцатифутовых контейнеров, или около 15 120 000 тонн грузов, на львиную долю которых претендуют грузоотправители из Центральной Азии.

Помимо этого, известно, что по направлению Китай-Европа-Китай через Казахстан к 2020 году планируется перевозить порядка 800 тыс. контейнеров ДФЭ. То есть не факт, что маршрут через Иран аккумулирует большую часть этих грузов. К тому же ж/д Казахстан-Туркменистан-Иран всё ещё недостаточно загружена. Так, за 5 месяцев 2017 года по железной дороге Казахстан-Туркменистан-Иран было перевезено всего лишь около 300 тысяч тонн грузов. Сообщается, что большую часть этих грузов составляют зерновые и черные металлы, то есть из Казахстана. Поэтому может так случиться, что упомянутое в заглавии соглашение будет ориентировано больше на развитие грузооборота между Ираном и Казахстаном, Туркменистаном.

Вместе с тем у Китая есть план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Урумчи-Тегеран с дальнейшим выходом на границы Турции. Некоторые эксперты даже называют этот проект в потенциале “реальной альтернативой российской Транссибирской магистрали”. Эту дорогу планируют прокладывать из Урумчи через Инин (КНР), Алматы (Казахстан), Бишкек (Кыргызстан), Ташкент и Самарканд (Узбекистан), Ашхабад (Туркменистан)”.

Талгат Мамырайымов – политический аналитик (Казахстан), специально для Экспертной трибуны “Реалист”

Предыдущая статья

Руслан Панкратов: Война с памятниками в Польше – из народной памяти стирают факт его спасения Красной Армией

Следующая статья

Андрей Шуклин: “Единая Россия” – самостоятельный политический бренд, который основывается не только на авторитете Путина

Похожие статьи

Ильхам Алиев и следы его военных преступлений. Иллюстрация: oc-media.org
Мнения

Призрак нового геноцида навис над армянами Арцаха. Способна ли Россия предотвратить угрозу?

30 мая, 2023
Михаил Мишустин и Си Цзиньпин. Фото: Максим Стулов / Ведомости
Мнения

Итоги визита Мишустина в Китай: борьба за мировое лидерство обретает более конкретные черты

28 мая, 2023
Фото: thetoc.gr
Мнения

Эдуард Полатов: Геноцид греков в Турции — одна из мрачных страниц истории турецкого народа

19 мая, 2023
Обломки самолета ТУ-104
Мнения

Первый теракт в истории СССР совершил азербайджанец: 18 мая 1973 года

17 мая, 2023
Кемаль Кылычдароглу и Реджеп Эрдоган. Коллаж: dha.com.tr
Мнения

Правление Эрдогана находится под реальной угрозой

5 мая, 2023
Си Цзиньпин. Фото: Bloomberg
Мнения

Китайский фактор в украинском кризисе: минско-стамбульского позора было мало?

1 мая, 2023
Важное
Важное
Мовсес Силиков. Иллюстрация: mediamax.am

Внучка генерала Мовсеса Силикова о победе в Сардарапате, репрессиях и судьбе своего рода

28 мая, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответила инженер Нвард Силикова — внучка героя Сардарапатской битвы, генерал-майора...

Сардарапат, мемориальный комплекс. Фото: ИА Реалист

Аида Нерсисян: У нас есть долг перед героями Сардарапатской битвы

28 мая, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответила диктор армянского телевидения (1971-2001) Аида Нерсисян. Вы взяли на...

Сергей Кириенко. Фото: pushilindenis / Telegram

Как изменилась российская элита за год проведения СВО

23 мая, 2023

МОСКВА (ИА Реалист).  За год проведения спецоперации российские элиты стали гораздо более однородными идеологически, потому что все, кто был против...

Мемориальный комплекс Сардарапат. Фото: ИА Реалист

Арам Торосян о кинематографе, культуре и красотах Армении

22 мая, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил директор Academy Films Арам Торосян. Что для вас значит...

Новости СМИ2

Мнения

Ильхам Алиев и следы его военных преступлений. Иллюстрация: oc-media.org

Призрак нового геноцида навис над армянами Арцаха. Способна ли Россия предотвратить угрозу?

30 мая, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Азербайджанский диктатор пригрозил этническими чистками в Нагорном Карабахе, демонстративно проигнорировав позиции России. 28 мая наследственный диктатор Ильхам...

Михаил Мишустин и Си Цзиньпин. Фото: Максим Стулов / Ведомости

Итоги визита Мишустина в Китай: борьба за мировое лидерство обретает более конкретные черты

28 мая, 2023

ПЕКИН (ИА Реалист). Завершился визит премьер-министра России Михаила Мишустина в КНР. Это одно из важнейших сегодняшних событий. Дело в том,...

Фото: thetoc.gr

Эдуард Полатов: Геноцид греков в Турции — одна из мрачных страниц истории турецкого народа

19 мая, 2023

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Прошло 32 года с тех пор, как Общество греков Армении «Феникс», переименованное в организацию «Патрида», обратилось к...

Обломки самолета ТУ-104

Первый теракт в истории СССР совершил азербайджанец: 18 мая 1973 года

17 мая, 2023

МОСКВА (ИА Реалист). Долгое время информация об этом страшном террористическом акте была под запретом. А после распада Советского Союза определенные силы,...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2022

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
  • Видео

Русский/English/العربية

Добавить Новый Список