ИА Реалист: новости и аналитика

Русский / English / العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Антон Долгих: Почему Ирак – не самое лучшее место для “Нового Шёлкового пути”?

Строительство "Нового Шёлкового пути" через ближневосточный регион является в большой степени не коммерческим, а политическим проектом, призванным продемонстрировать мнимое единство региона, стремящегося к взаимовыгодному процветанию, полагает эксперт

Антон Долгих Антон Долгих
14 декабря, 2017, 08:04
Мнения

В последние годы крайне высокую остроту приобретает дискуссия о “Новом Шёлковом пути” – китайской инфраструктурной инициативе, призванной сухопутными путями связать тихоокеанские производственные мощности с ёмкими европейскими рынками товаров. И хотя Россия, с её развитыми транспортными сетями является очевидным оптимальным выбором, китайские политики, решающие не только проблему развития транспорта, но и экспорта рабочих рук, склонны диверсифицировать возможные решения, вкладываясь, в том числе, и в капиталоёмкие проекты. В связи с этим Ближний Восток, являющийся важнейшим источником энергоносителей для китайской экономики, может стать одним из приоритетных направлений развития строящейся железнодорожной сети. Подобный шаг может вдохнуть новую жизнь в один из забытых инфраструктурных проектов региона – Багдадскую железную дорогу, которая так и не была завершена. Однако главный вопрос – может ли Ирак, как центральное звено ближневосточных транспортных путей, обрести соответствующую инфраструктуру, соединив фрагментированный регион в единое целое – так и остаётся без ответа.

История

Багдадская железная дорога, строительство которой активно велось с 1911 по 1917 годы (окончательно работы были приостановлены в 1920 году), стала последней попыткой Османской империи удержать в своём составе населённые арабами территории, где всё активнее звучали призывы к независимости и происходили спорадические мятежи против турецкого правления. Этот путь должен был проходить от столицы в Стамбуле через курдские территории в Басру, являющуюся воротами в Персидский залив, связывая, таким образом, турецкие гарнизоны по всему востоку империи и препятствуя попыткам англичан осуществлять экономическую экспансию в богатом нефтью южном Ираке. Учитывая тесные связи младотурецкой элиты с Германией, имевшей большой опыт железнодорожного строительства, выбор страны-операторы железной дороги был очевиден, и немецкие инженеры были полны решимости осуществить проект в рекордные сроки. Первоначально работы велись на территории современной Турции, связывая Стамбул и сирийский пограничный город Рас-аль-Айн – именно этот участок удалось завершить до начала Первой мировой войны, создав основу современной турецкой железнодорожной системы.

После войны в соответствии с соглашением Сайкса-Пико, страны-победительницы получили “в наследство” в том числе и этот проект. Однако они достаточно быстро потеряли к нему интерес. Франция была больше заинтересована в развитии портов Леванта и проецировании собственной морской мощи, тогда как Великобритания – в наиболее быстром и безопасном способе импортировать иракскую нефть, выстроив участок дороги от Басры до Тикрита. Дешевизна и безопасность морских перевозок в то время значительно перевешивали доводы скорости железнодорожных путей, которые к тому же пришлось бы строить через мятежные арабские и курдские территории со сложным рельефом местности, а потому данный проект так и не был завершён.

Современное состояние проектов

Впервые о возрождении данного проекта заговорили в начале 2003 года. Ближневосточные элиты видели в развитии региональной инфраструктуры важный шаг к политическому объединению, не особо обращая внимание на коммерческие недостатки будущей трассы. Интересно, что новое видение технической стороны проекта включало в себя соединение в единую сеть различных транспортных коридоров, построенных ранее – сирийских, ливанских, иорданских, турецких, иракских и аравийских. Однако начавшаяся в марте 2003 года агрессия против Ирака поставила крест и на этом проекте, к обсуждению которого вернулись лишь совсем недавно в связи с китайской инициативой.

Анализируя риски подобного строительства, можно выделить по крайней мере пять причин, которые делают любые проекты развития иракской транспортной инфраструктуры нежизнеспособными.

Политическая фрагментация Ирака

Хотя Ирак как государство смог сохраниться, перенеся вторжение американо-британской коалиции, внутреннюю инсургенцию и тотальную войну с самопровозглашённым “Исламским государством” (организация, деятельность которой запрещена в РФ), уровень внутриполитической фрагментации и политической нестабильности в целом остаётся беспрецедентно высоким.  И если большинство аналитиков выделяют противостояние лишь по этнорелигиозному признаку, рассматривая курдов, арабов-суннитов и арабов-шиитов как целостные социальные группы, на практике различные движения, предлагающие собственные концепции развития, имеют собственную базу среди населения, раскалывая Ирак на мелкие фракции различной степени радикальности. Более того, многие партизанские движения после ухода большей части американского контингента не избавились от собственных вооружённых фракций, приобретя при этом легальный политический статус, а общая милитаризация общества в последнее время, связанная с борьбой с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), способствует увеличению числа партийных милиций и замене ими конвенциональных вооружённых сил. В таких условиях любое проявление политической нестабильности угрожает перерасти в сектантскую войну “всех против всех”, что делает гарантию обеспечения безопасности строительства инфраструктурных объектов практически невыполнимой задачей. Более того, это связано также и с технической стороной железнодорожных путей – если автомобильная дорога может прийти в негодность лишь в ходе продолжительных боевых действий с использованием тяжёлого вооружения, то подрыв лишь нескольких метров железнодорожной колеи в ходе одной партизанской вылазки уже делает трассу непригодной к использованию. Таким образом, даже если новая Багдадская дорога и будет проложена, обеспечить постоянное и безопасное движение по ней будет крайне непростым делом.

Неясное коммерческое назначение

Не меньшие вопросы вызывает и назначение будущей железной дороги. Как уже упоминалось выше, основные маршруты транспортировки сырья были ориентированы на морские порты и прямым образом замыкали их с месторождениями, прежде всего, нефтяными. Единственное обстоятельство, способное найти применение будущему пути – всё более навязчивое военное присутствие в регионе Ирана, стремящегося поставками военных грузов для союзников, патронируемых группировок и собственных военных советников удержать у власти лояльные правительства перед лицом угрозы суннитских экстремистов. Однако, учитывая упор Ирана на использование нерегулярных вооружённых формирований в собственной региональной стратегии, переброска большого количества военного снаряжения, которое смогут обеспечить железные дороги, может оказаться излишней, особенно учитывая их потенциальную уязвимость.

Низкий внутренний трафик

Данный фактор является проблемой, логично вытекающей из предыдущих, поскольку во время вялотекущей гражданской войны в Ираке не существует потребности в регулярных перевозках как большого количества людей и грузов любого назначения, и потому, опять-таки, железные дороги являются избыточной инфраструктурой, не подходящей к местным условиям.

Лобби автомобильных перевозчиков

Прекрасная дорожная сеть, существующая в регионе, является уже действующей альтернативой железнодорожным перевозкам. Поскольку сырьё для строительства автодорог в изобилии можно найти практически в любой ближневосточной стране, а сами трассы связывают крупнейшие города региона, то образовавшийся класс автомобильных перевозчиков, замыкающий на себе практически всю торговлю, будет требовать особых условий, фактически оказывая на прокладчиков железной дороги давление с целью прекратить строительство.

Дешевизна морских перевозок и трубопроводов

Особенно актуальным и болезненным всё это является в контексте текущей дешевизне морских, а также трубопроводных перевозок. На данный момент, несмотря на некоторые проблемы с безопасностью, даже большее время, затрачиваемое супертанкерами в пути, не добавляет существенной наценки к стоимости нефти – более того, строительство новых судов гораздо сильнее опережает потребности рынка, а потому сами перевозки являются крайне дешёвыми.

Итоги

Строительство “Нового Шёлкового пути” через ближневосточный регион является в большой степени не коммерческим, а политическим проектом, призванным продемонстрировать мнимое единство региона, стремящегося к взаимовыгодному процветанию. На практике же мы сталкиваемся с переплетением различных имперских проектов, реализуемых наиболее мощными странами региона – Турцией, Саудовской Аравией, Ираном и Египтом, которые до сих пор рассматривают железные дороги как фактор демонстрации собственной промышленной и венно-технической мощи, а не как коммерческий актив. И хотя Китай, лихорадочно ищущий новые пути для экспорта рабочих рук и промышленных изделий, а потому активно реализующий сложные с технической точки зрения проекты, пытается убедить всех, что железные дороги выгодны для всех стран за счёт их скорости и универсальности, выявленные проблемы могут стать непреодолимым препятствием для проекта в целом. Что касается России, то для неё ближневосточная нестабильность в очередной раз может принести коммерческую выгоду в силу безопасности существующих железнодорожных сетей, а также невозможности найти или выстроить адекватную альтернативу.

Антон Долгих – политолог, специально для Информационного агентства “Реалист”

Предыдущая статья

Денис Дворников: Анализ речи Путина на базе Хмеймим

Следующая статья

Анатолий Хутин: Дети Великой Отечественной войны являются наследниками Победы

Похожие статьи

Монастырь Дадиванк
Мнения

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025
Мнения

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025
Мнения

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025
Мнения

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025
Мнения

Жак Аттали: Франция и мир переживают кризис здравого смысла

8 сентября, 2025
Мнения

Норвегия открывает второй фронт против России — «тресковую войну» в Баренцевом море

7 сентября, 2025
Важное
Важное

Правый кандидат Хосе Антонио Каст победил на президентских выборах в Чили

15 декабря, 2025

САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили, набрав 58% голосов во втором...

Альянс с США и тень Тайваня: Сеул между Вашингтоном и Пекином

15 декабря, 2025

СЕУЛ (ИА Реалист). Усиление давления со стороны США на своих союзников с целью укрепления обороны так называемой первой островной цепи...

Оборонный бюджет США вырос до $901 млрд.

11 декабря, 2025

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Палата представителей США приняла масштабный оборонный бюджет — Национальный закон об оборонных назначениях (NDAA) на 2026 финансовый...

Мадуро подтвердил телефонный разговор с Трампом на фоне роста военной напряженности

4 декабря, 2025

КАРАКАС (ИА Реалист). Президент Венесуэлы Николас Мадуро подтвердил, что около десяти дней назад провел телефонный разговор с президентом США Дональдом...

Новости СМИ2

Мнения

Монастырь Дадиванк

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту – геноцида, находилось 5658 памятников,...

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В далеком 1979 году, будучи студентом третьего курса, я каждый вторник ходил в Церковь Святого Христа Всеспасителя...

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025

МОСКВА (ИА Реалист). В мировой политике самым заметным ньюсмейкером является, безусловно, президент США Дональд Трамп. Его желание получить Нобелевскую премию...

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Война с Ираном становится все ближе. И это в очередной раз затягивает Армению в зону неопределённости. Решение...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский / English / العربية