Либеральные экономические реформы 1990-х гг. в Индии, которые были инициированы индийским премьер-министром Нарасимха Рао и министром финансов Манмоханом Сингхом, стали в дальнейшем ключом к стремительному развитию страны не только в экономике и энергетике, но и в промышленном секторе, науке и информационно-коммуникационных технологиях. Основу этих реформ составляли такие понятия, как “либерализация”, “приватизация” и “глобализация”. Они открыли дорогу инвестициям, способствовали стимулированию конкуренции и улучшению сектора услуг в стране, а также повлияли на расширение рынков сбыта для индийской продукции. В 2000-х гг. Индия делает успехи в освоении космоса, что позволяет ей приблизиться в этой области к таким странам, как Россия, США и Китай.
Пришедший к власти в 2014 г. Нарендра Моди стремится сделать Индию не только влиятельным региональным центром, но и вывести страну на новый уровень. Это и попытка модернизировать ООН, включив Индию в постоянные члены Совбеза ООН, и активное участие Индии в международных делах и международных организациях (ВТО, МВФ, Большая 20, ШОС и т. д.), а также в крупных объединениях таких, как БРИКС. Став премьер-министром Индии Моди провозгласил программу “Делай в Индии” (Make in India!), целью которой стал запуск нового витка индустриализации страны, стимулирование темпов роста индийской экономики, активизация промышленной отрасли и стремление сделать всё возможное, чтобы Индия добилась мирового признания. С такими глобальными планами возросла и конкуренция между Индией и Китаем.
На индийско-китайские отношения в значительной степени повлиял геостратегический проект “Новый шёлковый путь”, официально озвученный в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином в Астане. Выдвинув идею создания экономического пояса, соединяющего Запад и Восток, лидер КНР назвал лаконично эту концепцию: “Один пояс – один путь”. С одной стороны, это укрепление сотрудничества КНР с другими странами в различных областях, развитие и усовершенствование трансграничной транспортной инфраструктуры и социально-экономических условий в Евразии, с другой, – возможность Китая стать глобальным единоличным лидером, который изменит коренным образом баланс сил на международной арене. Ликвидировав торговые барьеры, внедрив льготы и упростив правила торговли, страны, входящие в проект “Новый шёлковый путь”, смогут поставлять продукцию с востока на запад благодаря шести экономическим коридорам.
Индия не так активно, но всё же вовлечена в один из таких экономических коридоров: Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма. Если рассмотреть игроков этого объединения, то являвшийся до 1971 г. частью Пакистана Бангладеш имеет более тесные связи с Китаем, нежели с Индией. Интересный факт касается и Мьянмы, которая сегодня укрепляет с КНР дипотношения и борется с террористической угрозой в АТР. Таким образом, Индии достаточно сложно конкурировать с Китаем в реализации большинства экономических и энергетических проектов в рамках “Нового шёлкового пути”. Кроме того, правительство КНР обеспокоено сближением Индии со своим конкурентом – США. Нью-Дели и Вашингтоном возрастает уровень доверия, укрепляются политические, экономические, военно-технические связи и гуманитарное сотрудничество.
Так, партнерами по еще одному из шести экономических коридоров проекта “Новый шёлковый путь” являются Китай-Монголия-Россия, но без участия Индии. Если предположить, что Индия была бы интегрирована в это объединение, было бы заметно напряжение и противостояние в так называемом геополитическом треугольнике Е. М. Примакова “Россия-Индия-Китай”. Следовательно, для правительства КНР такой вариант был бы неприемлем. Кроме того, активное привлечение Пакистана и Бангладеш в проект “Новый шёлковый путь” в какой-то степени дестабилизирует отношения между южноазиатскими странами, сдерживает мощь и потенциал Индии, которая рассматривается как один из основных лидеров Южной Азии и конкурент Пакистана. В энергетическом плане КНР стремится закупать больше природных ресурсов – нефти и газа – у России, что может сделать Индию более уязвимой, поскольку в Индии с каждым годом из-за демографического и экономического бума возрастает нехватка энергоресурсов.
Сегодняшнее геополитическое положение Индии выглядит неоднозначно. С одной стороны, Индия делает успехи в различных областях, демонстрируя хорошие экономические показатели, развивая энергетическую программу, космическую и IT-сферы. С другой стороны, у Индии по-прежнему не решены внутренние социально-экономические, конфессиональные, кастовые и экологические проблемы, территориальные споры. Хотя в целом эти препятствия не мешают Индии постепенно вырываться из рамок региональной державы и выходить на новый уровень.
Людмила Печищева – кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ, научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, специально для ИА “Реалист”