Грузия во мгле, белой мгле – это, когда из-за снега исчезает горизонт, и человек полностью теряет ориентиры. В этой духовной “белой мгле” все те ориентиры, которыми мы руководствовались на протяжении тысячелетий сокрыты, хотя некогда выводили грузин из даже более страшных передряг. Сегодняшняя Грузия почти полностью погружена в “белую мглу”, и здесь, конечно же, гораздо труднее, чем во тьме. Ведь белый цвет вроде и не страшен, а на деле гораздо опаснее, так как как под гипнозом белизны ты оказываешься не готов к подстерегающим тебя опасностям, в отличии от ночи, где каждый шаг твой напряжен, и в инстинктивном ожидании подвоха ты так или иначе готов к худшему сценарию:
Наш Патриарх, Илия II, будучи человеком весьма разносторонним, в своих проповедях часто обращается к одной японской танке: “Я вижу цветок, но вот пришла зима, и я не могу больше различить цветка в снегу, но придет весна, и я вновь увижу цветок”.
Под прикрытием благих намерений на протяжении последних лет грузинам пытаются внедрить полуправду: от исторических друзей и ценностей до приоритетов, способных вывести страну из болота. У многих (почти что критической массы грузин), в голове винегрет из архаики времен царицы Тамары, либеральных, ультралиберальных, националистических и мессианских идей. Как правило в чистом виде они встречаются редко. Националист вполне совмещает в себе евроинтегратора, а ультралиберал – евроскептика, либерал классического разлива – зацикленного на Грузии времен Тамары адатов, сторонника дикого капитализма и наоборот. Случается подобный симбиоз и с социалистами. В общем и в самих этих группах градация порою настолько велика, что сгруппировать их возможно разве что по мемам (да и то как вы понимаете, и это будет условно). Пусть и группируются они по символам, ритуалам, образу действий, но подобное настолько неустойчиво, что при любой экстремальной ситуации группа легко распадется, и внешне органически сольется с другими порою кардинально отличными группами в теории. Подобное рыхлое мироощущение, конечно же, отражается на политическую жизнь, опосредованно на экономику и на внешние ориентиры. Поэтому и говорить о Грузии как о некоем едином организме, с едиными порывами и со страстями, не приходится. И подобное положение продолжаться не может, так как противно природе. Да, Грузия в догматическом сне, но, все, к чему привыкли грузины за последние 25 лет, скоро закончится (диалектика-с), но об этом после. Пока по поговорим о нескольких ключевых датах в новейшей истории, их предпосылках и о том, к чему они привели.
Итак, несколько эпизодов, их предыстория и сопутствующие им факторы, с большой долей вероятности, способны стать точками бифуркации и определить ближайшее десятилетие грузинского быта.
Первое, по указу Патриарха, назначен патриарший местоблюститель (в православии — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной церкви), митрополит Шио (получивший образование в московском Тихоновском богословском институте). Что сразу сделало его мишенью для нападок со стороны многочисленных НПО, т.н. евроатлантических партий и массмедиа, а они у нас в мейнстриме. Чтобы понять, насколько серьезную силу они представляют, вспомните телесериал “Спящие”. Если там они просыпаются в нужное для удара время и действуют втихую до часа X, у нас по иронии судьбы эти и делают погоду.
Второй ключевой эпизод – это контртеррористическая операция в Тбилиси. Так, в течение нескольких часов велась стрельба и были слышны взрывы. Одним из трех ликвидированных членов преступной группировки мог быть террорист Ахмет Чатаев, фигура знаковая, годами прятавшаяся в Грузии от российского правосудия фигура, упоминаемая в наших СМИ не иначе как “член сопротивления”, а не как террорист. Вот так Грузия впервые реально столкнулась с международным терроризмом. Явление, которому все предыдущие руководители до нынешней власти, создавали в Панкисском ущелье тепличные условия, а образ лидеров ИГИЛ* у нас романтизировался до такой степени, что к примеру печально известный выходец из Панкисского ущелья Батирашвили (главнокомандующий ИГИЛ*) представлялся грузинскими медиа чуть-ли не героем в борьбе с русским империализмом.
Также конституционный суд Грузии удовлетворил иск оппозиционной партии “Гирчи” о признании антиконституционной нормы уголовного кодекса, карающей за употребление марихуаны. C того самого дня курение легких наркотиков на территории Грузии перестало быть преступлением. К чести грузин нужно сказать, что решение суда вызвало бурную реакцию со стороны противников легализации наркотиков, но за сторонниками легализации энное количество НПО, тем паче “евроинтеграторы” – сила, представленная большинством во всех властных инститах страны. Неоднородная сила, как было сказано выше, часто находится в “кровной” вражде друг к другу по техническим вопросам, но стоит на одних фундаментальных и идейных положениях, поэтому впредь утрируя, ниже и будем их именовать “евроинтеграторы” в противовес “русофилам” (хотя повторяю, определения эти весьма и весьма условны). Патриархия Грузинской православной церкви (ГПЦ) также не осталась в стороне. Обратившись с заявлением на имя правящей партии, требуя приостановления рассмотрения парламентом законопроекта относительно легализации легких наркотических средств. Она призвала уделить особое внимание общественному мнению по данному вопросу. Кроме того, глава ГПЦ, Патриарх всея Грузии Илия Второй в своей проповеди, прочитанной в кафедральном соборе святой Троицы, призвал молодежь никогда не касаться наркотиков.
Отвечая на призыв главы ГПЦ, председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе отложил принятие законопроекта о либерализации наркополитики.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, напротив, призвал депутатов страны поддержать данный законопроект, так как почти половина заключенных всех грузинских тюрем, на сегодняшний день отбывают сроки за преступления, связанные именно с наркотиками. В качестве приверженности своей политике глава Грузии в конце 2017 года демонстративно подписал распоряжение о помиловании 123 заключенных, половина из которых отбывала срок за различные рода преступления, связанные с наркотиками.
Не менее важным событием стало решение Госдепартамента и Пентагона о поставке в Грузию противотанковых ракетных систем “Javelin”, добавив, что “это первая военная сделка между США и Грузией в таких масштабах с 2008 года”. Вашингтон также планирует помочь Тбилиси, построив еще один центр боевой подготовки в Грузии. Данные события с новой силой подогревают милитаристские настроения среди определённых кругов.
Итак, перед вами в лучших традициях Кустурицы, грузинский дискурс – будто и нет других, более серьезных проблем в стране. Словно нет Абхазии с Цхинвали, до миллиона эмигрантов, нищенских зарплат, остановленной промышленности и т. д. Вдумчивый читатель сразу же поймет, что на самом деле вопрос о легализации наркотиков, пропаганда блядства, защита прав сексуальных меньшинств не столь важны и актуальны, как вокруг этого поднятый шум, и сразу же поставит вопрос: “Кому это выгодно?”. Знающий грузинскую специфику ответит: “Так это выгодно дискредитированной во всех иных планах силе бывшего президента Саакашвили”. Но все ли так просто?
Известно, что дискурс – это система принятых понятий и суждений, с помощью которых описываются социальные процессы. Кто контролирует этот дискурс, тот и определяет эти процессы. Проще говоря, ты навязываешь ярлыки всем явлениям, и люди привыкают к твоим оценкам. Кто это контролирует у нас? Конечно же, не скитающимся по Европе Саакашвили и не партией “Грузинская мечта”, и тем более не “энджеошниками”, которые в большинстве своем кроме как двухмесячных тренингов другого образования не имеют.
Источник этого дискурса – повестка дня во всем мире, которую умело создают владельцы мировых мейнстримовых СМИ, ну а дальше среднестатистический человек сам погружает себя в состояние самоцензуры. Андрей Кончаловский прекрасно сформулировал этот механизм следующим образом: “Сегодня ценности могут быть созданы по заказу платежеспособной корпорации или отдельного лица. Тех, кто заинтересован в их распространении, ожидает от этого политических или материальных дивидендов и платит за свои будущие выгоды. То есть отныне ценности не вырабатываются изнутри общества – они внедряются в него извне. Сегодня может почитаться ценностью толерантность, завтра – бескомпромиссность, послезавтра – самодовольный гедонизм. Соответственно будут пропагандироваться и имиджевые фигуры, эти ценности воплощающие. Сегодня – один человек, завтра – другой, а послезавтра их обоих забудут, чтобы превознести третьего…”. В маленькой, бедной и травмированной стране делать подобное более чем легко. Для этого надо лишь контролировались границы “дискурсивного поля”. И это у нас на высоком уровне, оберегать от чужих понятий и делать свои понятия общеобязательными. Это зона ответственности журналистов, а они уже донесут как-нибудь до населения. Журналисты у нас отдельная каста. На этом вопросе я подробно остановлюсь во второй части. Делают они свою работу системно и принципиально, подвергая остракизму всех тех, кто использует другие категории. Таких людей они безапелляционно обвиняют, к примеру, в русофильстве или ретроградстве, а под это определение у нас подходит почти все, что является антиподом ультралиберальной шкалы ценностей. Судите сами, с каким давлением на ум, какой институциональной силой, какого рода манипуляциями ежечасно приходиться сталкиваться стоящему по ту сторону грузинского мейнстрима обычному, честному гражданину моей страны:
– процессы на Украине. “Националисты”, а за ними и родственные секты весьма умело привязали к грузинским аналогиям;
– ситуация в Сирии. Благодаря мейнстримовым СМИ все массово поддерживали ИГИЛ*, пока не сообразили, с кем имели дело;
– отношения с Турцией. По иронии судьбы “стратегическом партнере” и “историческом друге” Грузии, противоестественном положении – вызывающие в мало-мальски разбирающемся в истории своей страны грузине – когнитивный диссонанс и т.п.
Одно слово “нет” в попытке объяснить происхождение вышеперечисленного дискурса уже ставит тебя в ряды “путинистов”. Такова грузинская реальность, в которой живем вот уже 26 с лишним лет. Сопротивляться этому трудно даже на уровне институтов, не то что обычному человеку, который понимает в каком положении находится его страна.
Вы спросите: “А как же изгнание Саакашвили и новые подходы? “. Объясняем и этот процесс через призму этологии. Идеальную схему борьбы с сородичами – черными муравьями – придумали амазонские рыжие муравьи. Это единственный вид, который отправляет свою матку на поле боя. Там враг ее кусает, вроде бы, парализует и тащит в свое логово, к черной матке. Потом лжепарализованная матка-обманщица рыжих вдруг просыпается, вступает в бой с более слабой хозяйкой, и в процессе её уничтожения опрыскывается её феромонами. После этого уже она выдает себя за истинную матку “черных”, прекращающих под ее влиянием сопротивление на всех фронтах и спешащих к ней в услужение. Судьба черных муравьев после этого незавидна. Часть из них рыжие поедают, часть обращают в рабство, и они делают за пришельцев все хозяйские дела.
Они всюду – проникли и в новый муравейник, кто на правах “матки”, кто “солдатом”, кто “рабочим” – но, именно они, те кто идейно был на стороне Саакашвили (условно) делают погоду уже в “мечте”. И не важно, были ли они в одной партии или в деле, или играли роль оппозиции во времена Саакашвили – они тем не менее стояли с ним на одной идейной платформе. Дают дорогу и “чужим”, но и здесь отработана одна симптоматичная технология – эти “чужие”, засветившиеся в свое время коррупционеры, гротески на русофилов, недалекие люди – в общем, на фоне их, они сами выглядят светлой силой.
“На тысячу человек, обрубающих ветви зла, приходится только один, бьющий в самый корень его”, – писал Генри Дэвид Торо.
Вот эту “матку” и надо сперва убить, а не гоняться за ответвлениями. Тем более природа их такова, что, срубив одно, появляются другие. Как? Об этом во второй части.
*организация, деятельность которой запрещена на территории РФ
Давид Чхартишвили – публицист (Батуми), специально для ИА “Реалист”