МОСКВА (ИА Реалист). Немецкий философ Вальтер Беньямин в незаконченной работе «Пассажи» пришел к важному заключению, что между архитектурой выставочных пространств и возникновением современного понятия публичности есть связь. Сегодня это положение с каждым днем все более доказывает свою актуальность. Современный торговый центр, современная улица — это пространство презентации товаров и самоэкспонирования, взаимной самопрезентации.
Это особого характера публичное пространство, которое требует от человека презентовать самого себя, стать доступным и эффектным для взгляда других. Современное публичное пространство требует от человека моделировать себя, как художественный объект, как инсталляцию (для этого же предназначены фитнес, диеты, косметология, инстаграм и многое другое), стать художником самого себя, творцом внешнего образа самого себя.
При этом возникает интересная проблема, на которую обратил внимание еще Борис Гройс. Никто не в состоянии уследить за сотнями форм самопрезентаций, которые почти каждый из нас ежедневно предъявляет публичному пространству. Тогда на кого они рассчитаны? Не на случайного прохожего — мы не видим и не знаем реакции. Значит, они рассчитаны на Взгляд, который постоянно смотрит на нас и видит все, что мы делаем. Кто-то может назвать этот взгляд Богом.
Но гораздо более очевиден тот факт, что этот взгляд (через множество окон, тысячи камер, сотни экранов) принадлежит миру, социальной системе, государству, сообществам, которым мы предъявляем себя. Пока мы занимаемся собой, они занимаются нами. Это довольно точная стратегия, часто наблюдаемая, хотя и тщательно скрываемая – нужно занять людей/сообщества/массы чем-либо (лучше всего собой), чтобы можно было спокойно заняться ими.
Именно поэтому очень часто, выныривая из процесса самопрезентаций, люди обнаруживают себя в изменившейся реальности. Отсюда, кстати, и нарастающее ощущение тревоги, которое рождают эти самопрезентации — современные общества живут в состоянии перманентной тревоги и множества страхов самых различных природ.
При этом процесс самопрезентаций невозможно остановить — любая остановка отбрасывает нас в архаику, заставляет ощущать отставание от жизни, распад идентичности — человек сегодня это постоянно идущий процесс самопрезентации, перманентное восстановление себя через различные формы самоэкспонирования, которые и есть существование.
Не случайно остановка самопрезентации человека в соцсетях и мессенджерах приравнивается к смерти. Если кто-то несколько дней не выходит в сеть, все начинают думать самое худшее — то, что человек просто решил отдохнуть от всего этого, никому и в голову не придет — нельзя же отдохнуть от себя. Вернее, можно, но для этого нужно сознать новую идентичность, для чего необходимо опять же заняться самопрезентацией. Получается парадокс, в рамках которого периодически оказывается каждый, кто пытается найти дверь с надписью «выход». Но выхода нет, а есть только вход.
Борис Якеменко — заместитель директора Центра исторической экспертизы при РУДН