АНКАРА (ИА Реалист). Панисламизм и пантюркизм имеют ряд очевидных противоречий на догматическом уровне. Во внутренней политике Турции это приводит к конфликтам между разными группами в борьбе за власть, как это было во время конфликта между Эрдоганом и Гюленом. Турецким властям приходится лавировать между сторонниками пантюркизма и панисламизма, отмечают аналитики South Front.
Пантюркизм — идейно-политическое течение, основанное на идее создания единого тюркского государства. Идею пантюркизма впервые высказал крымскотатарский интеллектуал Исмаил Гаспринский на рубеже XIX-XX веков. Он предполагал, что единство поможет в борьбе с отсталостью мусульманского населения Российской империи.
«Позднее турецкие идеологи переняли идеологию пантюркизма. Турецкий формат пантюркизма предполагал несколько уровней: внутренний (тюркизация государства) и внешний (создание государства Туран)», — отмечают эксперты.
Панисламизм основан на идее единства всех мусульман и необходимости консолидации уммы в едином мусульманском государстве.
«Впервые эту концепцию выдвинул турецкий поэт, журналист Намык Кемаль и продолжил мусульманский реформатор Джамаль ад-Дин аль-Афгани. На основе положений Корана о братстве мусульман и необходимости взаимопомощи была выдвинута идея объединения всех мусульман под властью одного халифа. Турецкий султан играл бы роль халифа», — напоминают аналитики South Front.
Аналитики подчеркивают, что турецкий исламизм, проецируемый во внешней политике, сталкивается с арабским и радикальным исламизмом.
«Чем активнее работает Турция, тем большее сопротивление она получает. Эти религиозные идеологии обречены на постоянный конфликт. Любой конфликт, даже на идеологическом уровне, истощает ресурсы государства, что ограничивает его возможности. История Османской империи подтверждает это. Эрдоган сейчас повторяет эту историю, и нынешние попытки спекулировать на исламской идеологии чреваты огромными проблемами для Турции в будущем.
Эксперты считают, что во внешнеполитическом курсе Анкары идеологии панисламизма и пантюркизма дополняют друг друга:
«Ни турецкие власти, ни партнеры Турции не поднимают вопрос о противоречиях между двумя идеологиями, навязываемыми Анкарой. Турция стремится распространить собственное влияние в различных регионах. Это требует широкого набора инструментов внешней политики, включая возврат к исламским религиозным традициям и традициям национализма.
Идеологии внешней политики Турции направлены на преобразование международной системы. Идеологические доктрины не втягивают Турцию в жесткие догматические рамки, а, наоборот, придают ей гибкость. Таким образом, на данном этапе геополитический пантюркизм и идеи нового халифата не конкурируют друг с другом, а взаимно дополняют друг друга».