ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Судоходные компании по всему миру начали срочно искать альтернативные источники финансирования, чтобы избежать новых многомиллионных сборов за заход в порты США, которые вводятся с октября. Как сообщает Financial Times, под удар попадают суда, использующие распространённую форму китайского финансирования — сделки «sale and leaseback» (продажа с обратной арендой).
По проекту правил, с 14 октября суда, которые будут считаться китайской собственностью, должны будут платить $50 за регистровую тонну при заходе в американские порты. С апреля 2027 года сбор вырастет до $140. Для контейнеровоза водоизмещением 20 тыс. тонн это означает расходы около $1 млн за визит, а для танкера класса VLCC на 100 тыс. тонн — до $5 млн, с ростом до $14 млн в течение двух лет.
Финансист Джеймс Лайтборн, основатель нью-йоркской компании Cavalier Shipping, отметил, что новые тарифы вызвали «серьёзный сдвиг» на рынке морского финансирования. «Некоторые китайские лизинговые схемы стали проблемой для судовладельцев, которые в ином случае не подпадали бы под новые правила. Мы видим, что владельцы судов решают рефинансировать сделки ещё до истечения срока», — сказал он.
По данным отрасли, ряд крупных операторов, включая контейнерные линии и энергетические корпорации, начали досрочно расторгать или переводить китайские лизинговые соглашения. Греческая Okeanis Eco Tankers, торгующаяся в Нью-Йорке, уже заменила три сделки с китайскими структурами кредитами на $195 млн от европейских банков.
При этом новые пошлины будут вводиться не только по признаку собственности, но и по факту строительства судна. Для кораблей, построенных на китайских верфях, предусмотрен отдельный сбор — $18 за регистровую тонну с ростом до $33. Однако если судно одновременно построено в КНР и финансируется через китайские схемы, применяется только «сбор собственности».
Китайские финансовые институты вошли в сектор после кризиса 2008 года, когда европейские и американские банки резко сократили кредитование. Сегодня объём их активных сделок оценивается в $100 млрд — около 15% от мирового портфеля судового финансирования ($600 млрд).














