МОСКВА (ИА Реалист). Мой земляк и давний товарищ, вице-премьер Марат Хуснуллин начал интересную дискуссию об укрупнение российских регионов.
Его аргументы просты и понятны.
1. Укрупнение регионов сделает их более самодостаточными в социально-экономическом смысле. Экономятся деньги на управленческий аппарат.
2. В отношении относительно равных по экономическому, людскому и ресурсному потенциалу регионов можно проводить более эффективную экономическую политику из федерального центра.
3. Достаток граждан не должен зависеть от места их проживания и наличия или отсутствия там природных ресурсов.
Подписываюсь, ибо здраво, логично и по-государственному.
Но, как всегда, дьявол в деталях.
Логичные и экономически оправданные схемы государственно-территориального устройства не всегда вписываются в историческую и политическую логику. Или, точнее, вопрос стоит так: «Как эту историческую и политическую логику вписать в здравый смысл?». И, кстати, такая проблема характерна для всех федераций. Ведь, скажем, Бремен и Бавария в Германии — не сопоставимые экономические единицы.
Напомню, когда после развала СССР формировалась новая федерация, делалось все, чтобы удовлетворить амбиции всех территориальных и национальных образований. Появились Корякия (18 тыс. человек) и Эвенкия (17 тыс.) Агинский Бурятский АО (76 тыс.) и Коми-Пермяцкий АО (132 тыс.). А Свердловская область вскоре даже стала претендовать на звание Уральской республики.
Тем не менее опыт укрупнения у нас уже есть. Все вышеперечисленные автономные области сегодня посредством референдумов включены в состав укрупненных субъектов.
Но вот, к примеру, Ненецкий АО никак не получается присоединить к Архангельской области. И мотив очевиден: в НАО гораздо больше ресурсных возможностей, чем в области, и ими не хотят делится.
Или взять родной для меня Татарстан. Плохо представляю себе, как субъект федерации с многовековой историей государственности можно без политических потерь соединить с другими субъектами. Или видится большой Татарстан, включающий Ульяновскую, Самарскую, Кировскую области, а также Марий Эл, Удмуртию и Чувашию? Татарстан от такого варианта, может, и не откажется. Но вот, как остальные?
Выход видится в политической асимметрии и одновременно реализуемом принципе экономической целесообразности.
Например, Татарстан абсолютно самодостаточный регион, и он может и должен оставаться в самостоятельном республиканском статусе. Аналогично следовало бы поступить с рядом других республик, которые либо экономически самодостаточны, либо их слияние с другими невозможно по историко-политическими причинам. Например, Чечня.
Но, к примеру Тула, Рязань и Калуга точно могли бы вместе стать мощным экономическим субъектом. Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, Ростовская и Краснодарский край, Самара, Саратов и Ульяновск и т.п. То есть разумное укрупнение без глобальной ломки исторических основ каждого субъекта вполне возможно.
Нужны политическая воля и здравый смысл.
А также правильный момент времени. Сегодня, в условиях выхода из «пандемии», точно не до этого. Но вопрос этот стоит, и он актуален.
Олег Морозов — члены комитета Совета федерации по международным, экс-начальник Управления по внутренней политике Администрации президента