МОСКВА (ИА Реалист). В начале создания эффективно работающей онкологической службы лежит идея, затем строится концепция воплощения этой идеи с четким планированием и определением приоритетов, а для реализации планов нужны финансы, а также вовлеченность руководства региона в проблемы здравоохранения. Об этом в интервью «Медицинской газете» заявил главный онколог Департамента здравоохранения Москвы, директор Московского клинического научно-практического центра им. А.С. Логинова Игорь Хатьков.
«Когда законодательная власть региона, губернатор, руководитель Минздрава вникают в суть задач онкослужбы и понимают их важность, под их решение выделяется оптимальный бюджет. Намеренно не использую слово «достаточный» применительно к бюджету, потому что денег в медицине никогда не бывает достаточно. Я не знаю ни одной страны, где онкологи говорили бы, что у них ни в чем нет нужды, всего вдоволь. Онкология — динамично развивающаяся область медицины за счет появления высокотехнологичных методов хирургии, лучевой и особенно лекарственной терапии. Поэтому происходит адаптация онкослужбы под те финансовые возможности, которыми располагает страна или отдельный регион», — отметил он.
По его мнению, полезен может быть любой опыт, и глобальный, и в мелочах:
«Все регионы как можно активнее тиражировали свои наработки. К примеру, если говорить о централизации онкологической помощи, то Москва училась этому у других регионов. В субъекте с численностью населения 1 млн человек проще организовать централизованную службу, чем в столице, потому что там, как правило, одно-два лечебных учреждения концентрируют на себе всю высокотехнологичную помощь и остается только обеспечить проведение ранней диагностики рака. Правда, внутри этой группы регионов тоже возможны разные организационные решения в зависимости от того, компактная ли это территория с высокой плотностью населения, как любой субъект центральной части России, либо большая территория с низкой плотностью населения, как Якутия или Камчатский край. Как при таких неодинаковых исходных данных обеспечить одинаково высокую доступность онкопомощи?».
Директор Московского клинического научно-практического центра им. А.С. Логинова добавил, что в столице доступность обеспечить легче, зато централизовать сложнее, учитывая не только большое количество, но и разный статус учреждений, которые имеют компетенции и опыт оказания онкологической помощи.
«Все их необходимо было встроить в единую онкологическую лечебно-диагностическую сеть. Что можно взять из практики московской онкослужбы? Совершенно точно — внедрение информационной системы. Она позволяет видеть человека с момента появления у него подозрения на онкологическое заболевание и потом отслеживать все его шаги по лечебной сети, а также лекарственное обеспечение», — пояснил Игорь Хатьков.
С 1 января текущего года в силу вступил новый порядок оказания онкологической помощи взрослым пациентам, утвержденный Минздравом России. Согласно документу, помощь онкобольным должна оказываться по единым стандартам вне зависимости от региона.
В конце 2019 года Москва стала внедрять новый стандарт онкологической помощи, когда мэр столицы Сергей Собянин принял решение об изменении структуры системы оказания онкологической помощи. Сегодня в городе пациентов лечат в специализированных онкоцентрах, организованных на базе шести крупных стационаров, где больные проходят все этапы: от обследования до терапии.