ПЕКИН (ИА Реалист). Китайские судостроители фиксируют резкое падение заказов на фоне торговых и геополитических конфликтов с США и Индией. По данным CNBC, в первом квартале 2025 года объем новых контрактов на строительство крупнотоннажных грузовых судов в Китае сократился на 72% в годовом выражении — с 10,2 млн до 2,8 млн компенсированных регистровых тонн (CGT).
Особенно сильно пострадали заказы на контейнеровозы: объем сократился на 86% по сравнению с прошлым годом. Среди ключевых причин эксперты называют замедление мировой торговли, жесткие тарифные меры США против китайских товаров, а также усиливающееся давление на китайские компании со стороны индийского правительства — в том числе в сфере морской логистики. Кроме того, в феврале 2025 года Индия отменила ряд заказов на китайские суда после дипломатического конфликта, связанного с обвинениями в шпионаже.
На этом фоне Китай впервые за последние пять лет уступил Южной Корее лидерство по количеству новых заказов. Доля китайских верфей на мировом рынке снизилась до 34%, тогда как у Южной Кореи она выросла до 39%. Министерство промышленности КНР пока не комментирует ситуацию, но в китайской прессе появились призывы «пересмотреть экспортную стратегию» и «сосредоточиться на рынках Африки и Латинской Америки».
Снижение загрузки судостроительных мощностей может затронуть десятки тыс. рабочих мест в прибрежных провинциях Китая и осложнить планы Пекина по наращиванию «мощной морской экономики» к 2035 году.
Сокращение заказов на китайские грузовые суда отражает системные сдвиги в мировой логистике и попытки крупных стран ослабить зависимость от Китая. Это может привести к ускоренному перераспределению производственных цепочек, росту напряженности в Азии и усилению конкуренции между южнокорейскими и китайскими верфями за третьи рынки.














