В последнее время СМИ полнятся информацией и слухами о серьезной проблеме с рейтингом партии, который снизился за последние пару месяцев примерно на 13%. Следует отметить, что цифры падения рейтинга партии носят общефедеральный характер и, вообще говоря, сильно дисперсны в региональном аспекте. Падение рейтинга для любой партии прискорбный факт и вряд ли утешением могут служить те соображения, что тем самым лишний раз подтверждено то, что партия в массовом сознании действительно является составной частью российской власти. Если верить тем же СМИ, то проблема считается столь острой, что её решением озаботилось не только высшее руководство партии, но и Администрация президента.
Называются и предполагаемые варианты решения проблемы – выдвижение в качестве “лиц партии” новых людей с позитивными идеями и биографиями и запуск новых партийных проектов. В принципе и то и другое отнюдь не лишне для любой политической структуры. Но вопрос здесь не только в том, что необходимо делать, а как именно это следует делать.
Сначала, однако, о самом факте падения рейтинга. Некоторые авторы, достаточно однозначно связывают его исключительно и только с фактом поддержки партией поспешно выдвинутой и плохо подготовленной к восприятию массовым сознанием пенсионной реформы. Несомненно, этот факт сработал против партии, но не сам по себе. Дело в том, что падению рейтинга ведь предшествовала мощнейшая пропагандистская кампания по выборам президента России. Кампания, резко поднявшая рейтинг власти и, одновременно, сформировавшая в сознании избирателей явно завышенные социальные ожидания. Можно много и долго говорить была ли необходимость в данной кампании формировать ожидания настолько сильными, но это уже несколько иной вопрос, тем более, что не я один высказывался об опасности этого ещё в ходе кампании. И, даже без всякого объявления пенсионной реформы, рейтинг власти и партии не мог не пойти вниз, как результат разочарования населения в собственных же ожиданиях. Объявление же предложений по пенсионной реформе придало процессу кумулятивный эффект. Эффект, один момент которого имеет смысл рассмотреть несколько подробнее.
Мне в последние годы неоднократно приходилось оппонировать высказываниям целого ряда “высокопоставленных” авторов о якобы опасности жесткой идентификации партии “Единая Россия” и её создателя Владимира Путина. Идентификации, которая может понизить рейтинг президента. Так вот, господа, нынешняя история с рейтингами ЕР и власти в целом ещё и ещё раз подтверждает тот факт, что практически в любом случае с ЕР первичным оказывается рейтинг действующей власти, точнее президента страны, а не его “партии власти”. И любая попытка искусственно разорвать естественную для массового сознания нить, связывающую ЕР и президента априори ошибочна. Сегодня первым ведь упал его рейтинг и уж затем только рейтинг партии. Поднятие рейтинга президента в нынешних условиях задача непростая и её обсуждение не входит в задачу автора. Отмечу лишь, что любая консолидированная власть будет всегда пользоваться большей поддержкой населения, нежели раздробленная.
Потому, вернёмся к вопросу поднятия рейтинга ЕР. Очевидно, что существенно поднять рейтинг партии без поднятия общего рейтинга власти, вряд ли удастся. Но, тем не менее, задача, пусть и частично – решаемая. Здесь ведь на самом деле главное не столько абсолютная величина поднятия рейтинга, сколько сам факт перелома его отрицательной динамики. Повторюсь, и появление в партийной обойме новых, “позитивных” лиц и новых проектов само по себе не плохо. Но, как говорится в математике, условие это необходимое, но недостаточное. Для получения результата необходимо правильно “упаковать” все ингредиенты политической работы, прежде чем предъявлять её результаты массовому избирателю.
Дважды за последний год, говоря о вопросе ребрендинга партии, мне приходилось писать о проблемах работы партии с населением. И все эти проблемы напрямую связаны с рейтингом партии.
Сначала об “идеологии” партии. Нужно понимать, что ЕР является не идеологизированной, как КПРФ, а партией лидерского типа. Пусть её лидер формально в ней и не состоит. И любые попытки, которых хватало и ранее, навесить на ЕР “идеологические” знамена ничем хорошим для партии не закончатся. Они, может, и будут когда-то иметь смысл, но только тогда, когда сам Путин оденет четко определенные “идеологические одежды”, но это вряд ли.
А вот в плане организационном перед партией реально стоят серьёзные задачи. Первая и самая срочная из них, это создание системы непосредственной и постоянно действующей работы с избирателями. Системы, которая реально позволила бы партии “войти в каждую квартиру”.
Одна из составных частей этой программы – правильная подготовка и запуск партийных проектов. Партия давно и реально ведёт многочисленные проекты различного свойства – гуманитарные, социальные, экологические и другие. Само по себе это неплохо, но, вот электоральная отдача от них могла бы быть существенно выше. Подавляющее большинство этих проектов спускается сверху – от руководства партии, от депутатов, от исполнительной власти. Причем инициаторы проектов как бы облагодетельствуют население. И проекты рассматриваются населением не как ответы на их запросы, а как нечто должное. Готовить же и проводить эти проекты надо не от Москвы, и не от региональных властей, а как ответ на естественный или сформированный запрос избирателей. Тогда и появится возможность и задействования “позитивных” лиц, и вовлечения населения в их реализацию, чувство сопричастности и к проекту, и к партии. Тогда и отдача от проектов будет в разы выше. Не говоря уже о том, что у партии появится возможность формировать базу данных реальных, а не мнимых сторонников.
Евгений Сучков – политтехнолог