Всеволод Чаплин: Десять лет патриарха Кирилла – что дальше?

Москва, 01.02.2019, 00:06

Сделано очень много правильных вещей, однако новых проблем возникает все больше

Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. Фото: Пресс-служба патриарха

10-летие интронизации патриарха Кирилла – дата значительная. Но неужели использовать ее можно лишь для того, чтобы возливать гектолитры елея и без конца говорить о головокружительных успехах?

Да, сделано очень много правильных вещей. Разукрупнены епархии, насчитывавшие много сотен приходов (кроме Московской). Введено обязательное научение вере перед крещением. Пробита стена, отделявшая школы и вузы от знаний о Православии. Появились мультимедийные форматы общения духовенства с самыми разными людьми – и церковное начальство такому общению не мешает (за исключением некоторых епархий). Худо-бедно научились не поддаваться либеральной медийной дрессировке.

Однако новых проблем возникает все больше. На Украине провалилась "миротворческая линия" (по сути ставшая непротивлением явному злу). Вечные недруги истинного Православия – Фанар, греко-католики, сектанты и мировые элиты – воспользовались итогами "майдана" и начали откровенное наступление на каноническую Церковь страны. По-настоящему сопротивляться этому людей даже не призвали, одобрили "европейский выбор", начали обниматься с Порошенко – и повторилась история начала ХХ века, когда православную страну уступили немногочисленным богоборцам. Ничто гарантированно не сдерживает повторения этого сценария в Молдове и Беларуси.

Очень медленно преодолевается табу на системное, результативное обсуждение и разрешение таких проблем, как финансовый кризис в Церкви, покупка должностей и вымогательство, бесправие духовенства и приходских общин, нравственные преступления иерархов и клириков, сомнительность разводов и "повторных браков", вероучительные компромиссы, несовместимые с учением Библии и множества святых – например, теория об "общем Боге" с нехристианами, провозглашение "разных путей к Богу" вне Христа, отказ от именования "инославных христиан" еретиками, от честной критики их воззрений и духовных практик. Дискуссия по этим вопросам активно и каждодневно ведется в интернете, сторонники привычной с советских времен "официальной" линии не могут дать убедительного ответа на критику, однако принятие решений блокируется. Возникает лишь точечная реакция – например, когда случаи вымогательства, склонения к однополому сексу, пьяного вождения или активного участия в "экуменическом богослужении" попадают на запись, а потом в интернет. Однако без системного рассмотрения проблем скандалы будут повторяться снова и снова. Многие документы по непростым темам, анонсированные Межсоборным присутствием – будь то современная культура, глобализация экономики или межрелигиозные отношения – фактически отправлены в корзину. Как же, ведь мы рискуем поссориться с банкирами-спонсорами, мусульманами, лоббистами "современного искусства"… Долгие годы нет ясного, убедительного ответа на вопрос о "екатеринбургских останках" – при том, что все ключевые экспертизы должны были завершиться, а активные верующие люди свое мнение – резко отрицательное – давно обозначили.

Налицо потребность в перенастройке системы общецерковного управления, которая должна исключать единоличное принятие или ветирование принципиальных решений, значимых для многих, одним лицом. Даже если это патриарх. А в коллегиальные органы хорошо бы включить как можно больше людей с ясно сформированными убеждениями, склонных не угадывать начальственные настроения, а выступать со своей позицией, даже отличающейся от мнения большинства или того же начальства.

Происходящие сегодня торжества, на которые съехались иерархи Русской и других Поместных Церквей из разных стран, дают прекрасную возможность обсудить многие вопросы и вынести давно ожидаемые решения. Например, окончательно и авторитетно осудить Фанар как раскольническую и еретическую организацию. О необходимости этого говорят многие авторитетные, грамотные пастыри и миряне. Убежден: Фанар перестал быть православной церковью. Без констатации этого простые люди никогда не смогут понять, почему эта структура вероломно вторглась в Украину под влиянием западных элит и почему идти за ней ни в коем случае нельзя.

Нужно вообще поставить ребром вопрос: считаем ли мы Православие локальной "этнической верой" – или готовы идти с миссией ко всем народам, в первую очередь к западным? Для этого сегодня не нужно много людей и денег – нужно умение точечно действовать в информационном и общественном поле, в том числе говоря о социальных и политических проблемах Запада, начиная с миграции и заканчивая лживостью демократий. Все у нас для этого есть – не хватает воли. Стреножена и православная общественность - судя по всему, из-за того, что она начала "ссориться" с богатыми и влиятельными людьми. Но Церковь должна ориентироваться прежде всего не на власть и не на элиты, но на народ. А главное – на Бога, на Его истину. Именно в этом случае она всегда побеждала – а не испытывала горечь поражения, как в первой половине ХХ века.

 

Протоиерей Всеволод Чаплин, специально ИА "Реалист"