Yandex Zen Подписывайтесь на наш канал в
Яндекс.Дзен

"Томос" как точка раскола: украинской автокефалии сказали грузинское "нет"

Тбилиси, 26.02.2019, 10:10

Украина - русский, польский и немецкий нарратив, объединённый волей Сталина, считает публицист Давид Чхартишвили

Предстоятель Грузинской православной церкви Илия II и спикер Верховной рады Андрей Парубий. Фото: hromadske.ua

 

Давеча пишет мне одна представительница ультралиберальной прессы, а у нас это мейнстримовские СМИ, им и гранты, и фавор от властей, они же и ориентир. "Почему так получается, что Вы всегда на общих позициях с традиционно-консервативной частью общества (которую у нас на уровне доктрины позиционируют как русофильскую), в конце концов, ведь вы работаете в государственном учреждении?", - спрашивает она меня. Впрочем, до ответа ей замечу, что не впервой мне приходится сталкиваться с подобным к себе отношением, а тем паче к традиционно-консервативной парадигме.

Так, к примеру, года два назад проходил у нас конкурс на пост директора радиовещания аджарского телевидения. Комиссия, укомплектованная из четырех человек, каждый из которых представлял политическую партию в парламенте, на момент от 2012 года (и в которой не было представителя "Грузинской мечты"), решал судьбу редакционной политики такого значимого для всей страны медиарычага, как "ТВ Аджария". Ультралибералами вопрос ко мне сформулирован был следующим образом – при наличии кардинальных нестыковок с официальной доктриной страны и тем самым гостелевидения (одним из пунктов которой, к примеру, является "популяризация НАТО"), как я могу проводить "нужную" стране, а тем самым и региону политику?

Вопрос этих реликтов ко мне вызвал усмешку, невозможно было в том формате и по пунктам объяснить этим недалеким созданиям, что я вовсе не ретроград, раз имею иные взгляды, русофил или черносотенец, что руководствуюсь лишь здравым смыслом и благодаря прочитанным в детстве нужным книгам различаю правду и ложь на интуитивном уровне, не ведясь на фальшь и пропаганду. Впрочем, попробовал - хоть и говорил с ними о разрушении традиционных ценностей, национальных обычаев и границ между этносами и культурами, переоценке взглядов в самой Европе, ломке стереотипов, налаживании контактов с россиянами, абхазами и осетинами посредством телемостов, зазря!

Сказал и о том, что первым делом хочу использовать телевидение для популяризации науки и образования – сфер столь запущенных, что каждому третьему порой приходится объяснять, что Земля вовсе не плоская. Что сделаю все для защиты духовных ценностей и территориальной целостности, а также чтобы показать разнообразие взглядов в мире, ценность традиционной семьи, настоящей человеческой жизни и свободы вероисповедания - продолжать не имело смысла. Гиблое дело!

Как и следовало ожидать, выбрали они весьма ограниченную особу из неправительственного сектора, стоящей на противоположном мне полюсе и эпатажно, а временами и в манере кликушества рассуждавшей о роли НАТО, Евросоюза, Сороса, Турции (с тогда еще послушным Соединенным Штатам Эрдоганом), сексменьшинств и развлекательных программ в деле взращивания быдла, в скором времени долженствующего стать полноправными членами евроатлантического сообщества.

Так вот, вернемся с чего начали - к представителю прессы, которая на сей раз задала похожий по ситуативности и духу, с выше рассказанным вопрос. Мой ответ был следующим: "Неужели я должен в обязательном порядке быть ЛГБТ-активистом, или сторонником НАТО, или ратовать за автокефалию украинской церкви и т. п., чтобы работать в муниципалитете родного города, тем более для которого я сделал очень и очень много, как, впрочем, и мои предки - строившие Батуми. Да и проблем у меня как таковых к представителям сексуальных меньшинств нет, просто как всякий нормальный человек и отец троих сыновей я против агрессивной пропаганды их образа жизни, а моя позиция по Украине совпадает с позицией большинства грузинских священнослужителей, синода и адекватной частью моего народа. У вас своя синекура и сфера деятельности, у меня и моих единомышленников, продолжал я разжевывать ей свою позицию на атомарном уровне. Да и сколько еще также неприемлемых Вами, с комбинированными или гибридными идеями, которые стоят где-то между нами и вами, беря что-то полезное от Вас или от нас – неужели Вы, борющиеся на словах со стигмами, готовы стигмовать их столь безапелляционным образом, и разве не есть это лицемерие перерастающего в тоталитаризм либерализма? Нельзя так, и именно мой подход есть либерализм в классическом понимании, а не те профанирующие формы его, которые Вы нам сквозь призму соросовских подходов вдалбливаете. Сила и красота либерализма Франклина, Джефферсона, Канта, Юма и Смита как раз состоит в многообразии вечных идей, основанной на свободе выбора, этике и нравственности, а не эти ваши соросовские извращения-однодневки эпохи постмодерна. К чему я? Не надо воспринимать мир в черно-белых цветах, он намного глубже. Да и то, что сегодня в Грузии активист Сороса фактически означает синоним проевропеиста – недоразумение, этакая тупиковая ветвь общественно-политической мысли, навязанная извне. И не значит, что завтра они не станут антонимами (да и тенденция налицо, если разбираетесь в азбуке международных отношений), а послезавтра может возникнуть что-либо совершенно новое, и Вы по-иному взглянете на свою сегодняшнюю позицию".

И тут мы перешли на Украину, так как здесь водоразделом проходит в Грузии ментальная линия фронта. И настолько у нас все здесь переплетено, что непосвящённому читателю увидеть картину в целом можно лишь, исходя из духа вышесказанного (поэтому-то и рассказал Вам в подробностях о моей личной переписке), определить перед какой дилеммой стоит наше общество, и каков в нем баланс сил – кто, как и с кем. Чтобы осмыслить, сделать правильные выводы и шаги, в нужном направлении.

Точно так же, как в недавнем прошлом люди группировались вокруг Трампа, Сороса, Сирии, Ирака, Ливана и т.п. по симпатия-антипатиям к стоящим за событиями силам и векторам, тем самым сразу же попадая в лагерь "западников" или "путинистов", эта тема резко поделила мою страну. Если ты за украинскую автокефалию, Бандеру и Порошенко, то ты "западник", часть "продвинутого" круга. Если против, то "ватник", ретроград и "путинист". Люди, даже не слышавшие о Брестской унии, Переяславской раде, Галиции, Малороссии, Ферраро-Флорентийском соборе, Волынской резне, Мазепе, не понимающие разницу между западенцами и малороссами, воспринимающие униатов православными из-за обрядов, с пеною у рта обвиняют другую, более грамотную часть в русофильстве, устраивают акции протеста у стен резиденции Патриарха ГПЦ, флэш-мобы вместе с сексуальными и религиозными меньшинствами с требованиями срочного признания им "томоса".

Широко известен эффект Даннинга-Крюгера - люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации, но ведут себя так будто они и есть последняя инстанция истины. Истины, взращенной иезуитскими способами – такой махонькой, манихейской модели мира, в которой на одном полюсе "прогрессивный мир" во главе с США, на другом - "ось зла" с Россией в роли этакого "пахана". Все остальное проистекает из этой конфигурации: пропаганда ЛГБТ, девальвация семейных и христианских ценностей, ковровые бомбежки арабского мира, Абу-Грейб и Гуантанамо, растворение Джамаля Хашогги в кислоте и т.п. - "хорошо", раз санкционированно Америкой или ее стратегическими партнерами, а "здоровый консерватизм, предполагающий использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития, бережное отношение к своей собственной истории, к её достижениям, к традициям и традиционным религиям" - каннибализм, раз декларировано Путиным.

Так уж устроен человек, он не может без модной, стройной, простой и объясняющей место его в мире и регионе модели. Первоисточники и серьезная литература обывателю недоступны или неинтересны, а те, кто предлагает попсу, и в чьих руках находятся готовые модели, это сторонники автокефалии, ну и, если обобщить, и всей той теории мира, чьим логическим порождением в свою очередь и является этот злосчастный "томос".

Так получилось в силу того, что именно в их руках сосредоточены медиаресурсы и грамотные посылы на уровне комиксов, понятные и близкие в силу исторической и культурологической специфик той части населения Украины, что захватила политическую власть через Майдан. Эта категория на Украине - западенцы и параллельно "вестернизированная" часть Грузии, живущая в мире мифа превосходства "голубоглазых над кареглазыми", на самом деле глубоко чужда жителям наших стран, но таких большинство во власти и соответственно на телевидении, и в неправительственном секторе, посему и "хайпа" от них больше.

Соответственно и иллюзии, что именно они и есть глас народа мощнее, но на самом то деле они есть лишь проводники всех проблем, у которых один источник! Вот, к примеру, характерная цитата из знаковой статьи BBC "Грузия: православие в школах угрожает европейскому пути?", чтобы четче уловить связь между общими вызовами и врагами, перед которыми стоит Православный мир: "В еженедельных проповедях сотни священников объясняют прихожанам одну и ту же вещь: западные устремления Грузии больше не совместимы с древней православной верой, и грузинской молодежи пора сделать выбор...". В общем, лишь устранив провайдеров этих идей и подходов, общих для народов Украины, Грузии, да и самой России - можно решить проблему, а остальное уляжется автоматически.

Поясняю детально - США, 1968 год, школа в городе Райсвилл. Учительница начальных классов Эллиотт просит описать чернокожих и индейцев. "Тупицы", "негр", "ниггер", "отсталый" - сыплют в ответ ей расистскими стереотипами ученики. После чего она сообщает, что голубоглазые лучше, умнее, честнее кареглазых. Через несколько часов класс превращается в миниатюрную модель существующего на тот момент общества, где царствует агрессия и нетерпимость к "иным". Обобщите, экстраполируйте этот эксперимент, и Вы получите наглядную модель того, что же все-таки происходит на Украине и почему, как с этим бороться.

Сегодня, как в прошлом были просветители, монастыри и книги - главная сила, формирующая сознание - это телевидение и те, кто контролирует т.н. "гражданское общество", которое генерирует идеи. Так и на Украине и частично в Грузии, впрочем, как и везде, но на Украине крайность (у нас гротеск), так как они встретили там чрезвычайно благодатную почву, ведь по сути она синтезная цивилизация.

По большому счету культура Украины не принадлежит ни к польской (тем паче европейской), ни к русской (евразийской) цивилизации, а состоит из этих двух равно значимых частей и временами побеждает та, которая на том или ином отрезке истории более привлекательна в плане имиджа и бонусов, которую подкармливают. Что там внутри, за мишурой и формой – не воспринимаемо массовым сознанием, тем более если и установки соответствующие, содержание не важно. Испокон повелось так - человек думает образами, потом образы становиться штампами, потом штампы перекочевывают в учебники истории, и они становятся истиной. В итоге, власть над умами принадлежит тому, кто лучше и доступнее штампует, и тиражирует образы. Ну, а тем временем Порошенко, забыв о "фиговом листке православия", уже открытым текстом призывает верующих "сделать выбор между Россией и Украиной", но что есть Украина?

Когда он говорит, "Украина", следует понимать Галицию, а это Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области, которые откололись от Большой Руси аж в XIII веке, и насильственно были присоединены лишь в 1939 году по пакту Молотова-Рибентропа. Украина - это фактически две, а может и три страны, изобилующие русским, польским и немецким нарративом, объединённые волей Сталина.

Жизнь - интересная и ироничная штука, расставляющая все по своим местам неисповедимыми путями. Но уповать лишь на Провидение нельзя, а современная Москва тем временем на сложные и волевые игры уже не способна, поэтому и уповает на активность гражданских малороссов и на честность оставшихся двенадцати Православных Церквей-cестер. Но когда ставки столь высоки, разве не все средства оправданны? Разве когда в Лилипутии случился пожар, Гулливер не помочился на город и потушил пожар? Да, лилипуты были разгневаны и оскорблены таким проявлением неуважения, но зато он спас их страну.

Впрочем, на это нужен Гулливер в самой Москве. В мои планы не входит еще большая демонизация москалей, чем она уже есть на Украине, но одного не понимаю - разве настолько обмельчали государственники в Кремле, что не могут адекватно реагировать на смертельную опасность, которую несут эти процессы, благо бы только России, но нет - всему Православию, чтобы подобно буддисту просто сидеть и ждать у реки времени, пока течение не пронесет трупы их врагов?

Вернемся в Грузию. Какую диспозицию имеем мы здесь на сей день – факты: Грузинская церковь отказалась признавать автокефалию Украины. "Поспешные, недальновидные действия никому не принесут пользы. Надо заботиться о сохранении единства в православном мире, создании мирной обстановки на основе справедливости", – заявили в ГПЦ.

Патриархия Грузии также говорит о недопустимости давления на нее со стороны политиков и неправительственных организаций с целью признания ПЦУ, что вызывает нескрытную агрессию либерального и экуменистического лобби в самой ГПЦ. Тех грузинских священнослужителей, кто отказывается поддерживать новосозданную церковную структуру на Украине, обвиняют в пророссийских настроениях - во-первых, мейнстримовские медиа и НПО-сектор, во-вторых, сами же священнослужители, тот контингент, что построили свою карьеру на оголтелой русофобиии во времена Саакашвили. И их легион культивировали десятилетиями, таких даже окрестили у нас "вашингтонским обкомом в рясах".

А тем временем в Сухуми и Цхинвали с надеждой ожидают, что Москва наконец признает самостоятельность местных церквей, которые воодушевленные прецедентом ведут свою автономную игру со стамбульским патриархом. И это одна из причин, почему не признает наша Церковь легитимность ПЦУ - понимает последствия этой грязной истории, но только ли из-за боязни симметричного ответа РПЦ ГПЦ не должна признавать ПЦУ?

Конечно же нет, знаем ведь и подоплеку, и на ней надо делать бы акцент, а не лишь на опасности ответного признания РПЦ сепаратных церквей на территории Грузии. Иначе у сторонников украинской автокефалии в Грузии появляется чувство, что непризнание ПЦУ происходит по причине шантажа, лишь от страха перед ответным признанием РПЦ "абхазской церкви", а значит и еще один "аргумент" в пользу признания в среде ура-патриотов. И да - такая опасность есть, но не она же является причиной непризнания? Ведь если бы только этот страх признания останавливал бы Грузинскую церковь, ПЦУ бы в конце концов признали оставшиеся 12 Церквей. Так что первопричина непризнания на самом деле состоит в другом. Дело в том, что налицо нерелигиозные обстоятельства всей этой грязной истории с "томосом", и каким бы высоким слогом не прикрывались новоявленные "крестители" Украины, реальность и подоплека отвратительна с точки зрения и Божественной, и исторической справедливости.

Даже мало-мальски знакомые с темой уже видят, что конструирование новой памяти украинскому народу приведет к новой войне, к еще большему размежеванию между Восточной и Западной Украиной, которое в свою очередь приведет Православие к новой Великой схизме, а далее по эффекту домино. Видно не только из благодарности, которую послал Порошенко Соединенным Штатам Америки за "энергичную поддержку в процессе предоставления автокефалии", но и по официальному заявлению прессы-секретаря Госдепартамента, что "США поддерживают предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви". Об этом знает и Синод ГПЦ, и большая часть священнослужителей – но не знает масса. Здесь у нас Украину представляют, как древнее беззащитное государство, к которому имеет территориальные претензии чуждое ей по духу и крови вражеская Россия. Заинтересованные в предоставлении ПЦУ автокефалии круги не упоминают, что Украина и есть Россия, что Киев-мать городов русских, что Киево-Печерская лавра то же значит для России, что для нас Гелатская академия в Западной Грузии, что не признавать за Россией право на Украину, то же самое, что не признавать за государствообразующей областью Картли право на Имерети, Абхазию, Гурию, Мингрелию и Аджарию – в целом на древнюю Колхиду, так как та часть, где сейчас находится столица Грузии, называлась некогда Иберией.

С конца XIV века грузины не жили вместе, но это не значит, что части ее переставали быть Грузиями, так и в России. Очень много параллелей – практический тема целого культурологического исследования, даже один в один размежевание русских и грузинских земель и судьбы совпадают во времени – да и причина была одна, монгольское нашествие.

Так, спасаясь от нашествия Орды, митрополит Максим в 1299 году переезжает из Киева во Владимир. Постепенное возвышение Москвы в XIV веке приводит к тому, что в 1325 году туда новый митрополит переносит свою резиденцию. В 1442 году Вселенский патриарх в поисках защиты на Западе подписывает Флорентийскую унию с католической церковью. В Москве объединение с католиками не признает никто, кроме митрополита Исидора - грека, который после заключения унии возвращается в Киев. Кстати, и представители ГПЦ присутствовавшие на том соборе покинули собрание в знак протеста вскоре после его начала. Тогда же, в 1448 году на Руси избирается первый русский митрополит Иона, что и становиться причиной первого раскола – примерно к этому же моменту, под влиянием непрекращающихся завоеваний на рубеже на территории некогда единой Грузии появляются две Поместные Церкви – с центрами в Картли и Абхазии. В 1290 г. из состава единой Грузинской Церкви выделяется Абхазский Католикосат - распространивший свою юрисдикцию на Западную Грузию (центр - с 1290 г. в г. Пицунде, а с 1657 г. - в Кутаиси), с титулом Предстоятеля - Католикос-Патриарха Абхазского и Имеретинского. А на территории Восточной Грузии соответственно появляется Восточно-грузинский Католикосат (центр - Мцхета), с титулом Предстоятеля - Католикос-Патриарха Картлинского, Кахетинского и Тбилисского. Воистину, неисповедимы пути Господни – упраздненная в 1811 году Восточно-грузинская, и 1814-ом Абхазская Поместная церковь, через век восстанавливается уже в формате единой Грузинской Церкви.

Тем временем на территориях современной Украины, которые тогда входили в состав Речи Посполитой, события идут следующим чередом, вместе с польской колонизацией украинских земель началась и экспансия католической церкви, целью которой было если не вытеснение местного православия, то принуждение его к унии. В 1596 году была подписана в Бресте новая уния, которая привела к расколу уже в Киевской митрополии. Так на современных землях западной Украины (Галиции), появилась греко-католическая церковь - православная по форме и католическая по содержанию. Православие или, как тогда его было принято называть среди украинцев, "русская вера", становится идеологическим фундаментом борьбы против польского засилья. Высшей точкой этого затяжного конфликта стало восстание Богдана Хмельницкого 1648 году. Одним из важнейших его итогов стало подписание в 1654 году в Переяславле соглашения между запорожским казачеством и московским царем. По его итогам все земли, отвоеванные казачеством у Речи Посполитой, переходили под власть Москвы, а казачья верхушка становилась вассалом царя, вопрос же о вхождении в состав РПЦ Киевской митрополии в силу внутрицерковных событий и процедур был реализован немного позже - в 1688 году, когда Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над левобережной Киевской митрополией.

Вышесказанное, известно и пересказано сотни раз, однако сегодняшние украинские элиты подобную трактовку не приемлют, так как плоть от плоти другой, присоединённой в 39 году униатской Украины. Со своими праздниками, религией, системой координат, паролями распознавания «свой-чужой», Волынской резней, Шухевичем и Бандерой в героях. Я был там несколько раз, на моих глазах эта страна из жемчужины Русского мира превращалась в разлагающуюся проститутку, которая готова предложить себя всем окромя своему бывшему, с которой у нее еще и дети, но жизнь и пристрастия настолько извратили ее сущность что теперь, готова она продаться любому проходимцу – да и берут, пробуют, садят за столы и на колени, но отпускают. Субъектам с низкой социальной ответственностью улыбаются, с ними веселятся, матросят но брать не хотят – тем временем подрастают и дети становясь ублюдками – так вот, в "проевропейской" Украине фашизм и становится государственной идеологией. Потерявшая же моральные ориентиры, она лишь усугубляет ситуацию - злится, впадает в крайности, которые выливаются в еще более разнообразные формы извращенного существования.

Подводя итоги добавлю. Не поймите превратно, у грузин к русским накопилось энное количество претензий, но именно поэтому, как представитель православного народа православным же, на конвенциональном для нас языке, стараюсь объяснить и украинцам, и русским, и грузинам, почему мы должны стоять в этом вопросе на одной платформе – вместе и против автокефалии. Во-первых, Божественная и историческая справедливость здесь однозначно на стороне России, во-вторых, и из чисто прагматических соображений. Для украинцев это шанс остановить распад страны, для грузин шанс восстановления территориальной целостности собственной страны. К примеру, в свое время Византия отжала у нас земли – всю южную часть Грузии (на данный момент территория Турции), так вот, вместо того чтобы держать злобу на императорский двор, мы помогли сыну того самого императора, который отобрал у нас наши земли. В 976 году в азиатских провинциях Ромейской империи во главе с Вардой Склиром вспыхнуло мощное восстание, поставившее на грань гибели правящую династию, и тогда императорский двор юного Василия II (в последствии прозванного Болгаробойцей), обратился к Давиду III за помощью. Тот не стал таить обиду, в отличие от нынешних грузинских ура-патриотов, и заключил с императорским двором военный союз. 12 тысяч грузинских всадников объединились с императорской армией, и в 979 году нанесли поражение восставшим. Давид III таким образом вернул и свои земли, и несколько крупных восточных ромейских провинций, что позволило ему стать самым влиятельным правителем во всем Кавказском регионе того времени. В конечном итоге это и привело к созданию единой грузинской монархии.

Оружие дьявола ложь и полуправда, также известно, что он в деталях. Неосведомленность, вера в благородство Запада "по умолчанию", незнание деталей тамошнего расклада и истории Украины, да и просто злость на русских из-за Абхазии и Цхинвали берет верх над разумом и справедливыми подходами. Как это аукнется на Грузии, или глобально, на всем Православии – не думают. Мыслят в узком диапазоне, "за" автокефалию выступают порою люди далекие от церкви - зачастую даже богоборцы у себя на родине. Те же из верующих, кто догадывается что история там нечиста, в силу политических симпатий не хотят признать, что это прежде всего противостояние идеологий, отлично оркестрованный штурм недоброжелателями православной веры основ Русского мира. По сути то же, что для Грузинского мира, к примеру теоретическое признание константинопольским патриархом - "абхазской православной церкви", или в стиле махровых русских националистов осмыслении моей страны в местечковом разрезе, где у каждой грузинской субкультуры своя церковь и свое государство (и такое до прихода русских, в Грузии было с XV века). Ведь, при желании и экстраполируя исторические параллели на современность очень легко можно перенести и на грузинскую почву, украинский расклад, со своими проблемами, героями и антигероями, и гражданской войной. Забываем по близорукости, золотое правило нравственности: "Не делайте другим того, чего не хотите себе". Непростительное качество - тем более, когда налицо искусственный процесс, ничего общего не имеющий с внутренним, закономерным развитием Православия, сторонники которого явно находятся в ереси этнофилетизма и апостасии.

Когда только начинался Майдан, и будучи начальником департамента службы туризма батумской мэрии, мне пришлось слетать и на Украину, тогда - на приеме у Андрея Ивановича Садового (мэр г. Львова) у нас получилась чрезвычайно искренняя и интересная беседа – заметив ему, что на Майдане преобладают дети, и так или иначе зная историю и баланс сил его страны, пересказал ему известную притчу Соломона с пожеланием, чтобы и у них "настоящая мать уступила дитя" ради спасения Украины. Через некоторое время этот чрезвычайно очаровательный человек осмыслив сказанное ответил – "это да, я все понимаю, но как это объяснить детям на площади?..". Он так и не объяснил, ну или не смог, или не хватило смелости. А может тамошние элиты зашли слишком далеко и по недалекости идут по проторенному "мазепами" пути, ведь такое не раз бывало на Украине – пока очередной "хмельницкий" не исправлял ситуацию?.. Не знаю - для полного понимания нужна всеобъемлющая теория на академическом уровне, созданная не одним человеком, здесь же всего лишь робкая попытка набросать ее контуры. Насколько я достиг результата, судить читателю, но все-таки надеюсь, что эта работа послужит толчком к более активным и адекватным действиям всех сторон и созданию более точной, стройной и элегантной новой теории. Словами же нашего патриарха Илии II, которые он давеча адресовал патриарху Кириллу, закончу: "Несмотря на происшедшие события, надеемся, с Божией милостью, опираясь на церковные каноны, вместе сохранить православное единство и свершить дело Божие".

 

Давид Чхартишвили – публицист (Батуми), специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...