Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Как коронавирус изменит Россию и мир - сценарии будущего

Москва, 27.04.2020, 13:54

Падение цен на нефть не оказались бы столь катастрофичными для России, если бы часто декларируемые властями намерения «слезть с нефтяной иглы» были бы хоть частично реализованы, напоминает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Иванов

Фото: Golden Cosmos / newyorker.com

Мир – понятие широкое и растяжимое. Это около 200 разных государств и стран, до 4 тысяч народов и народностей. Он разнообразен, многолик и по-разному реагирует на пандемию коронавируса и ее последствия. Следует признать, что мировое сообщество столкнулось с очередным глобальным вызовом нашей цивилизации и, безусловно, вынуждено проводить ряд активных и превентивных мероприятий по локализации пандемии коронавируса. Уже сейчас можно сказать на примере Китая, что с этим бедствием можно успешно бороться и побеждать его.

Скорее всего, к концу 2020 года с пандемией на планете в основном будет покончено, хотя отдельные очаги и повторные волны коронавируса могут проявляться в той или иной стране, но они уже не будут носить характера глобальной угрозы человечеству. Ученые заверяют, что к концу 2020 года может быть создана и вакцина против этого вируса. Предпосылок и оснований к тому, что пандемия замедлит или остановит научно-технический прогресс и глобализацию всех процессов на нашей планете пока нет и вряд ли они появятся.

Сегодня весь мир сталкивается с первыми негативными последствиями этой пандемии. Отмечается спад производства и потребления в большинстве государств мира, что отрицательно сказывается на их ВВП, снижается уровень жизни населения, растет число безработных, многие предприятия, банки и целые отрасли (добыча нефти и газа, туризм, авиаперевозки) оказываются на грани банкротств и т.п. Наблюдаемое при этом резкое падение цен на углеводороды может сохраниться на этом уровне на неопределенно долгое время (1-2 года). Коммуникативные связи с перемещением людей между странами временно ограничены, хотя активизировались виртуальные контакты в форме видеоконференций и т.п. компьютерных технологий. Общая тенденция такова, что мир входит в полосу очередного финансово-экономического и социального кризиса, глубину которого и сроки протяженности предсказать весьма сложно.

В то же время, каких-либо коренных изменений во внешней и внутренней политике ведущих государств мира в ближайшие годы ожидать не приходится. Проверенные временем традиционные институты власти, системы здравоохранения и финансово-экономическая база позволяют надеяться на успех большинства стран в борьбе с этим стихийным бедствием. Основную тяжесть преодоления последствий пандемии и выхода из общемирового кризиса берут на себя мировые центры силы и влияния в лице США, КНР, Великобритании, Евросоюза, Японии. Они, как локомотивы мировой экономики, финансовой системы и научно-технического прогресса первыми пытаются преодолеть кризисные явления и поспособствовать оживлению экономик других стран. Страны ЕС и США выделяют на борьбу с коронавирусом и ликвидацию негативных последствий от него от 12 до 37% своих ВВП. В целом, лидеры стран G20 объявили о готовности влить $5 трлн в мировую экономику для преодоления последствий пандемии.

Кто спасет планету от коронавируса?Если национальные правительства не смогут «спасти» своих граждан, а помощь придет от иностранных государств, то это будет сильнейший удар по имиджу властей, считает эксперт в области международных отношений Эрикс Варпаховскис

Что касается военной составляющей ведущих стран мира, то не исключено, что пандемия заставит их руководства пересмотреть свои взгляды и доктрины в области оборонной политики. Не исключено, что расходные части бюджетов западных государств и Китая будут скорректированы в пользу увеличения расходов на здравоохранение и научные исследования в сфере вирусологии и микробиологии. Соответственно, расходы на оборону могут быть заморожены или даже несколько сокращены. Вашингтон и его союзники по НАТО могут продолжить переговоры с РФ по сокращению ракетно-ядерных и других вооружений. Все чаще будет ставиться вопрос и о возможном подключении Китая к мировому разоруженческому процессу.

Что касается России, то она может оказаться наиболее слабым и уязвимым звеном в мировой экономике в условиях пандемии коронавируса и резкого падения цен на углеводороды. И, если предположить, что борьба с этим смертельным вирусом носит временный характер и, рано или поздно РФ, как и другие страны, все же справится с этим бедствием, то низкие цены на нефть и газ в течение продолжительного времени могут привести к катастрофическим последствиям для России.

Общеизвестно, что финансово-экономическая система России самым тесным образом связана с ценами на нефть и газ, экспорт которых составляет до 40 % доходной части бюджета страны. Уже сейчас курс российского рубля по отношению к доллару и евро упал на 30 - 35%, как следствие, можно ожидать роста цен на все товары и услуги примерно на те же цифры. Здесь финансистам и экономистам неплохо бы исследовать причину такой тесной связи цен на нефть на мировом рынке и курсом российской национальной валюты. Ведь в тех же условиях курсы валют других крупных экспортеров нефти: Саудовской Аравии (риал) и Нигерии (найра) остались стабильными по отношению к доллару США.

Сегодня, выделяемые из бюджета РФ суммы для борьбы с пандемией и поддержки наиболее нуждающихся граждан (1,2% ВВП), несопоставимы с расходами на эти цели западными странами, но даже эти, сравнительно небольшие, суммы ложатся тяжелым бременем на госбюджет и бюджеты регионов. Российские политики и эксперты успокаивают население наличием так называемого Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором якобы было накоплено около 123 млрд долларов. Но, по разным оценкам, при сохраняющихся низких ценах на углеводороды средств ФНБ может хватить лишь на 1-2 года, не более.

Каковы же возможные сценарии дальнейшего развития ситуации в России? К сожалению, все варианты, так или иначе, зависят не от внутренних, а от внешних факторов, главным из которых является цена на нефть.

Наиболее благоприятный вариант развития событий. Летом 2020 года (июнь-июль) пандемия коронавируса в РФ пойдет на спад, поэтапно начнут сниматься ограничения на передвижение людей и автотранспорта, работу предприятий и учреждений и т.д. Страна постепенно и поэтапно возвращается к нормальной жизни. Возвращение РФ в формат ОПЕК+ и сокращение общего объема экспорта нефти на мировом рынке на 10 млн баррелей в день с 1 мая т.г. дает свои положительные результаты: стоимость нефти Brent возрастет до 35-40 долларов за баррель, соответственно, российская нефть Urals будет стоить $30-35 за баррель. Курс рубля корректируется по отношению к мировым валютам в лучшую сторону и стоимость импортных товаров и услуг возвращается ближе к докризисным.

Второй, неблагоприятный для РФ, сценарий. Пандемия коронавируса затягивается до сентября-октября 2020 года. Сокращение экспорта нефти на 10 млн баррелей участниками сделки ОПЕК+ в день оказывается недостаточным, чтобы сбалансировать предложение и спрос на мировом рынке. Цены на нефть остаются на длительный период на низком уровне в $18-25 за баррель. Расходы ФНБ на поддержку нефтегазового сектора, банков, госкорпораций, крупных предприятий, среднего и малого бизнеса, системы здравоохранения, малоимущих слоев населения и т.п. превышают его возможности и не исключают его преждевременного исчерпания уже к середине 2021 года. Внешние и внутренние заимствования финансовых средств будут носить ограниченный характер и не смогут покрывать образующиеся все новые «дыры» в госбюджете. Нарастающие кризисные явления в финансово-экономической и социальной жизни российского общества станут необратимыми. Страна окажется перед угрозой очередного дефолта.

Несмотря на то, что вышеперечисленные сценарии заметно отличаются по своим негативным последствиям для России, выводы и предложения по выработке иммунитета страны на подобные вызовы могут быть общими. Очевидно, что пандемия коронавируса и падение цен на нефть не оказались бы столь катастрофичными для России, если бы часто декларируемые властями намерения «слезть с нефтяной иглы» были бы хоть частично реализованы. Скорее всего, диверсификацию экспорта и источников пополнения госбюджета РФ придется проводить вынужденно в кризисных и крайне неблагоприятных для страны условиях. Вторым, давно назревшим и не менее важным, вопросом в РФ на повестку дня выходит реформа власти и экономики.

Выстроенная в постельцинский период с начала 2000-х годов так называемая «вертикаль власти» сыграла свою положительную роль в плане централизации всех процессов в России в политике, экономике, финансах и на время стабилизировала общую ситуацию в государстве, но сейчас она все больше становится препятствием к дальнейшему поступательному развитию российского общества и экономики.

Надо признать, что были допущены явные перегибы в стремлении сосредоточить всю власть в стране в руках одного человека - президента. Один человек, даже самый гениальный, не в состоянии управлять таким большим государством. Что можно и нужно сделать в ближайшее время?

Определиться с ролью и значением президента в государстве. Если сохранить президентскую республику с многотысячной администрацией президента, то было бы оправданным упразднить пост премьер-министра и сократить значительно аппарат правительства. В таком случае, как и в США, президент бы мог назначать министров и непосредственно руководить работой кабинета министров. Лишние, как бы параллельные, управленческие звенья и чиновники только мешают эффективной работе правительства.

Если принять решение перейти к парламентской республике, то соответственно, сократится администрация президента до миниума, он станет выполнять лишь представительские функции и останется гарантом конституции. Вся исполнительная власть будет делегирована парламентом премьер-министру, который сформирует кабинет министров и будет руководить его деятельностью.

Верхняя и нижняя палаты парламента также нуждаются в коренных изменениях, как по принципу их формирования, так и по статусу. Они должны стать подлинно независимыми от исполнительной власти, включая президента страны и премьер-министра.

Это в полной мере касается и судебной системы. Только разделение и независимость всех ветвей власти в стране друг от друга смогут обеспечить поступательное развитие экономики и национальную безопасность (личности, общества и государства).

Следующим важным этапом является восстановление принципа подлинного федерализма в государстве. Надо признать, что сегодня Россия только на бумаге или на словах является Российской Федерацией. На самом деле, права и полномочия субъектов федерации (республик, краев, областей) урезаны до миниума. Большая часть регионов оказалась убыточна с финансово-экономической точки зрения и находится на дотации у федерального центра. Надо вернуть губернаторам, мэрам, главам администраций их властные полномочия, сделать их подотчетными не президенту страны, а своим избирателям на местах, перераспределить доходы и налоги в пользу региональных и муниципальных бюджетов. Надо добиться того, чтобы в России не было дотационных субъектов федерации и все они могли сами зарабатывать и развивать свои экономики и инфраструктуры.

Реформа власти и экономики должна коснуться в полной мере Центризбиркома и СМИ. Они должны также стать независимыми от всех ветвей власти и отвечать только перед своими избирателями или всеми гражданами России. Ни власть, ни олигархи не должны использовать СМИ в своих корыстных или узковедомственных интересах и навязывать населению свои стереотипы, взгляды и воззрения.

Главным принципом развития России должна стать конкуренция в экономике, политической и общественной жизни. На смену созданных властью и окончательно потерявших авторитет в обществе Единой России, КПРФ, Справедливой России и ЛДПР должны прийти, созданные снизу самими гражданами, партии. Порог для прохождения в ГД новых партий должен быть снижен, а 50 % депутатов должны быть из числа одномандатников из регионов.

При необходимости эти и другие назревшие реформы можно будет закрепить законодательно, в том числе и в конституции страны.

Альтернативы своевременным реформам сверху нет и быть не может. В противном случае, не исключены массовые протесты и волнения среди населения. Коронавирус и очередной этап обнищания широких народных масс могут спровоцировать новую революцию в России.

Что касается внешней политики РФ на данном этапе, то настало время попытаться выйти из международной изоляции. Заслуживает внимания инициатива России в ООН по принятию Декларации по совместной борьбе с коронавирусом, пусть она и была отклонена, но многие члены ООН ее услышали и поддержали. Можно предложить пакет мер по принятию единых мировых стандартов безопасности объектов мирного атома, лабораторий, где ведутся работы с потенциально опасными вирусами и химическими веществами. Очевидно, пора бы выступить с новыми предложениями не только по продлению СНВ-3, но и с более широкими и решительными инициативами по сокращению ракетно-ядерных арсеналов, обычных видов вооружений, мирному урегулированию конфликтов на Украине, в Сирии, Ливии, Йемене. Можно продолжить координацию совместных усилий в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком, контрабандой оружия, незаконной миграцией, другими видами организованной преступности, с той же пандемией коронавируса. Есть и широкое поле совместной деятельности в области исследования космоса, защиты природы, экологической и энергетической безопасности и т.п. Народы России и Запада устали жить в условиях страха и неопределенности и ждут от своих лидеров достижения прочного мира и стабильности. В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне с особой теплотой вспоминаются эпизоды встреч на реки Эльба советских и американских солдат-освободителей. Почему бы не вернуть ту атмосферу воинского братства, дружбы и сотрудничества, в которой наши отца и деды вместе одержали Победу над гитлеровским фашизмом?

 

Станислав Иванов - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...