МОСКВА (ИА Реалист). Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. председатель ГД Вячеслав Володин заявил, что документ сохраняет исполнение всех социальных обязательств и усиливает поддержку участников специальной военной операции.
По словам Володина, бюджет формируется «в условиях более чем 30 тыс. санкций и недружественных действий Евросоюза». При этом ключевые направления расходования средств сохраняют приоритет на внутреннюю стабильность.
Социальная и демографическая политика
На меры по улучшению демографии предусмотрено свыше ₽10 трлн. Это включает:
— единое пособие для нуждающихся семей
— продление маткапитала с индексацией и возможность использовать остаток без подтверждения цели
— более ₽2 трлн на улучшение жилищных условий семей с детьми, включая субсидии по ипотеке и разовые выплаты ₽450 тыс. многодетным
— с 2026 года — ежегодную выплату в виде возмещения части НДФЛ гражданам с двумя и более детьми
Прожиточный минимум составит ₽18 939 в 2026 году, ₽19 697 — в 2027-м и ₽20 485 — в 2028-м. МРОТ в 2026 году вырастет до ₽27 093. Индексации автоматически увеличат размеры пособий и выплат.
Расходы и дефицит
Доходы бюджета запланированы на уровне ₽40,3 трлн, расходы — ₽44 трлн, дефицит — ₽3,8 трлн. Существенные поправки увеличили финансирование фонда «Защитники Отечества» до более чем ₽50 млрд, а также поддержку НКО, работающих с семьями военнослужащих, поисковыми движениями и организациями инвалидов.
Адресные вложения в 2026 году
Дополнительные средства направят на:
— капремонт школ — ₽2,2 млрд
— социальные стипендии — ₽3 млрд
— военные учебные центры — ₽1,7 млрд
— льготные лекарства — ₽10 млрд
— дороги регионов и муниципалитетов — ₽65 млрд
— комплексное развитие села — ₽13,4 млрд
— поддержку малого агробизнеса — ₽7,8 млрд
— обновление общественного транспорта — ₽12,8 млрд
— увеличение доступности сельхозтехники и развитие программ соцгазификации.
Структура бюджета отражает приоритет сохранения внутренней устойчивости и поддержки семей на фоне внешних ограничений. Однако рост расходных обязательств при сохраняющемся дефиците требует долговременного контроля за доходной базой и возможной перенастройки налоговой системы в ближайшие годы.














