МОСКВА (ИА Реалист). На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил российский религиозный и общественный деятель, муфтий Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир Крганов.
Человечество проживает сейчас не самое простое время: войны, природные катаклизмы, экономические кризисы. Если смотреть на все происходящее с религиозной точки зрения, как можно объяснить эти испытания? Для чего они нам даны и как их пройти?
Альбир Крганов: С самого сотворения род человеческий подвергался испытаниям. У каждой эпохи они разные и всегда были не простыми. Нужно помнить и том, что есть испытания Божьи, а есть и вина самого человека или общества. Например, подумайте о вопросах климата, чрезмерности в потреблении, о гонке вооружений между странами. Испытания могут стать для нас абсолютным несчастьем, если человек будет воспринимать их как наказание, и может привести к тому, что он отдалится от Создателя. «Среди людей есть и такой, который поклоняется Всевышнему, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (Коран 22:11).
Учение преодолевать жизненные трудности заключается в том, чтобы укрепить связь с Создателем во время трудностей. Когда Всевышний с нами, ни одна из ситуаций в нашей жизни не кажется такой безнадежной и нерешаемой. В Коране Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» (20:46).
Что необходимо предпринять для установления межрелигиозного диалога? Какие шаги должны быть предприняты сторонами?
Альбир Крганов: Когда нет аргументов, то невежды применяют модели искусственных конфликтов. Поэтому основное для диалога — это взаимоуважение, знания, согласно источниковедения лишенные влияния псевдонауки, крайних предубеждений и тому подобного. Всевышний в Коране призывает познавать друг друга и вместе в согласии жить на земле. Это умение разговаривать, слушать и слышать партнеров.
10 марта Иран и Саудовская Аравия подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений при посредничестве Китая. Это было политическим решением, а какие шаги должны предпринять эти две общины (сунниты и шииты) с духовной точки зрения для того, чтобы примирение состоялось?
Альбир Крганов: Еще ранее эту тему обсуждали в исламском мире, на этой основе родилась Амманская декларация в 2005 году (4-6 июля). Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2017 году заявлял о готовности России помочь «навести мосты между главными протагонистами в регионе — Саудовской Аравией и Ираном». Выступая на конференции ОИС в Марокко, я приводил тоже это предложение. Обе стороны проигрывают самоистощяя себя в чужих глобальных играх и, видимо, «чаша наполнилась» и пришло понимание и политическое созреванием того, что нужно найти пути решения.
У нас в народе говорят: «Есть ошибка и у лошади, и у жердей». И здесь важно сделать объективные выводы. Легких путей не бывает, нужно успокоиться, учитывать имеющиеся крайние эмоциональные высказывания лидеров общественного мнения и в спокойном состоянии возвращаться к истокам учения Пророка Мухаммада (мир ему). Ведь Ислам запрещает чрезмерность. Если обе стороны действительно радеют за Ислам и понимают свою ответственность, то они любят Пророка и его благословенное семейство, то значит нужно объединиться в этой любви.
Мир ислама движется к единению. Как насчет диалога между исламом и иудаизмом? Какие есть перспективы?
Альбир Крганов: Мусульмане именуют иудеев яхуди (евреи) и сынами Израиля. Иногда, яхуди может носить негативный смысл, в то время как бану Исраиль имеет характер вежливого именования согласно Корану. Еще в Медине жили иудейские общины (Кайнука, Надир, Курайза). По нашей традиции они знали о приходе «Печати Пророков», и многие ученые семьями переселились в его ожидании. Но часть лидеров бану Исраиль в Медине отвергли учение Ислама и произошел догматический и личностный конфликт. Несмотря на политические противоречия с иудеями в Медине, Коран и последующая традиция не демонизируют иудеев. Не было в исламской среде «антисемитизма», присутствующего на Западе. Священный Коран называет последователей Торы, Ахлюл китаб — людьми писания.
Еврейские общины присутствовали в городах и селах исламского мира.
Они достигали высоких признаний и административных постов. Мусульмане не применяли насильственных действий перехода иудеев в ислам. Верующие люди исходят от повеления Творца и если они не подвержены мирским политическим соблазнам, то могут в честном диалоге найти пути сотрудничества во имя добра. К слову, наши общины во многих странах мира проводят совместные мероприятия, успешно сотрудничают, сообща воплощают в жизнь полезные социальные проекты.
Почему сильным мира сего удается провоцировать межрелигиозные противоречия и войны?
Альбир Крганов: Современные реалии ясно показывают, как когнитивные модели, пропагандистские технологии играют на сознании человека. Большие финансовые проекты реализуются за счет радикализации общества псевдорелигиозными догмами и националистическими взглядами. Очень часто в силу невежества, слабого знания основ своей веры и культуры люди становятся уязвимыми, попадают под влияние радикальных проповедников.
Россия имеет длительный давний опыт межрелигиозного сотрудничества и мира. Чему российский опыт может научить мир и чей опыт может быть полезен для самой России?
Альбир Крганов: У России свой уникальный путь согласно своей исторической традиции. Наша страна изначально складывалась как многорелигиозное и многонациональное государство. Сложились конституционно-правовые и политические гарантии для реализации свободы вероисповеданий, государственно-религиозного сотрудничества. У нас реально работают общественные и экспертные советы при органах федеральной и региональных властей, межрелигиозные координационные и дискуссионные площадки. Не буду перечислять их они широко известны.
У нас столетиями на одной улице находятся храмы традиционных религий, где и колокола звенят и азаны слышны. Строятся общие пространства на базе межрелигиозных центров, таковые планируется на территории Новой Москвы, в Екатеринбурге, да и в ряде других городов. Эти проекты призваны минимизировать страх перед человеком другой веры и культурами, ознакомить граждан с красотой разных Авраамических традиций. Безусловно, есть примеры подобного рода в разных странах, например в ОАЭ, Египте. Их нужно изучать и позитивные практики использовать в нашей жизни.