ДАМАСК (ИА Реалист). Подобно позициям арабских столиц по многим другим международным вопросам, их реакция на специальную военную операцию России явно различалась. Официальные позиции арабских стран можно разделить на три группы:
Первая группа — страны, поддержавшие российскую операцию. В нее входит только одна страна — Сирийская Арабская Республика.
Вторая группа — страны, которые застенчиво присоединились к позиции западных стран, осуждающих войну на Украине, приняв взвешенный медийный дискурс.
Третья группа — страны, которые предпочли оставаться нейтральными в нынешнем конфликте между Российской Федерацией и странами Запада.
Например, в регионе Персидского залива, хотя шесть стран Совета сотрудничества стран Персидского залива имеют прочные партнерские отношения с Соединенными Штатами Америки и западными странами в целом, они заняли две противоположные позиции в отношении кризиса:
первые нейтральны по отношению к продолжающемуся конфликту между российскими и украинскими войсками;
вторые предвзято относится к западной позиции, хотя и стыдятся этой предвзятости.
С приближением российских военных к границе с Украиной американский Белый дом связался с правящей в Саудовской Аравии королевской семьей и попытался оказать давление для увеличения добычи нефти, чтобы не допустить роста цен на сырую нефть в результате предстоящей военной операции РФ на Украине. Однако Королевство Саудовская Аравия сообщило своему американскому союзнику, что не будет удовлетворять спрос, поскольку оно привержено соглашению (ОПЕК+) на 2020 год с Российской Федерацией, согласно которому Эр-Рияд обязался сократить добычу и ограничить обвал мировых цен на нефть.
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то они пошли еще дальше и воздержались в Совете Безопасности ООН при голосовании по проекту резолюции ООН, подготовленному Вашингтоном с целью осудить российскую операцию, поскольку эта резолюция требует от Москвы прекратить боевые действия.
С другой стороны, Королевство Бахрейн, Султанат Оман, Катар и Кувейт заняли позиции, которые были выражены в различных заявлениях и расплывчатых дипломатических терминах. Например: «Мы с большой тревогой следим за развитием украинского кризиса». «Призываем стороны конфликта к приверженности диалогу и переговорам». «Выражаем обеспокоенность по поводу военной эскалации».
На экстренной специальной сессии Генассамблеи ООН 2 марта 2022 года проявились разногласия в позициях арабских стран относительно украинского кризиса. Пятнадцать арабских государств проголосовали за необязательную резолюцию, осуждающую российскую военную операцию и требующую от Москвы вывести свои войска с Украины. В то время как три арабских правительства (Алжир, Судан и Ирак) воздержались, а Сирийская Арабская Республика выступила против этого решения. (Марокко избежало затруднений — его представитель отсутствовал на голосовании).
Если западные страны с самого начала заняли четкую позицию в отношении российской военной операции, то арабским странам потребовалось много времени, чтобы выкристаллизовать четкую позицию. Даже когда 28 февраля 2022 года было выпущено официальное заявление Лиги арабских государств, его формулировка была непонятной и неясной, поскольку в заявлении прямо не осуждалась российская военная операция, и в то же время не оказывалась поддержка правительству Украины. С одной стороны, арабы хотят сохранять нейтралитет по отношению к конфликту, а с другой – полагаются на робкую поддержку западных стран, руководствуясь в первую очередь экономическими интересами.
Арабские страны от Атлантического океана до Персидского залива, за исключением Сирии, придавали большое значение отношениям с Соединенными Штатами Америки и странами Европы в силу колониальных и экономических связей, а также под влиянием модели либерального политического правления, которая преобладает в западных странах.
Однако изменения, которые произошли в интересах и отношениях арабских стран с Соединенными Штатами, а также с Российской Федерацией за последнее десятилетие, стали причиной различных позиций арабских столиц по отношению к нынешнему кризису, что отражает стремление крупных арабских стран диверсифицировать и развивать в последние годы свои отношения как с Москвой, так и с Пекином, в том числе и в военной сфере.
За последнее десятилетие, особенно после начала «Арабской весны» в 2011 г., у некоторых арабских лидеров появилось растущее ощущение того, что Запад является ненадежным партнером, особенно после того, как последний отказался от некоторых глав недемократических режимов, находящихся в его орбите. Арабским лидерам также стало ясно, что Соединенные Штаты не могут помешать России вернуть себе Крым.
Похоже, что хаотичный уход американцев из Афганистана летом 2021 года убедил многих арабских лидеров в том, что экономическая и политическая открытость по отношению к Китаю и РФ может дать большие гарантий, чем те, которые предоставляют Соединенные Штаты Америки. Поэтому арабские страны в индивидуальном порядке стремятся сохранить множество вариантов для удовлетворения своих различных интересов, поскольку некоторые из этих стран видят, что их долгосрочные интересы требуют поддержания открытых каналов связи как с Москвой, так и с Вашингтоном.
Но реальная проблема сейчас заключается в том, что все арабские страны, которые в прошлом слепо доверяли Соединенным Штатам Америки и поддерживали их, независимо от того, несправедливо это или нет, постепенно начинают отдаляться от Вашингтона. По этой причине российская военная операция на Украине изменила характер стратегических отношений между арабскими странами и другими великими державами, поскольку новые союзы на Ближнем Востоке стали формироваться на новой основе. Кажется очевидным, что арабские государства Персидского залива понемногу отдаляются от Вашингтона, сближаются с Москвой, о чем будет ясно заявлено, если РФ удастся сменить действующий режим в Киеве.
Салум Хоссам Еддин – доктор истории, специалист в области международных отношений, эксперт по Ближнему и Среднему Востоку (Сирия), специально для ИА Реалист