МОСКВА (ИА Реалист). Не успела осесть пыль после этнической чистки армянского населения в Нагорном Карабахе, как Армения снова оказалась под ударом из-за азербайджанских претензий на т.н. «Зангезурский коридор». Сам Азербайджан пока заявляет, что не намерен прокладывать этот коридор силой. Но как можно верить режиму, который неоднократно нарушал даже подписанные международные соглашения?
Напомним, что Азербайджан нарушил соглашение о перемирии 1994 года, когда начал войну с Арменией в 2020 году. Затем Азербайджан грубо нарушил Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, заблокировав Лачинский коридор. И наконец, Баку фактически разорвал это соглашение, вторгнувшись в зону контроля российских миротворцев в Нагорном Карабахе и изгнав оттуда практически все армянское население.
Встает вопрос: если Азербайджан вознамерится достигнуть свою цель по созданию экстерриториального коридора между Нахичеванью и остальной территорией Азербайджана, то что или кто может ему помешать? Формально азербайджанскую агрессию должна была бы остановить Россия, так как предоставила Еревану гарантии безопасности в соответствии с «Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения» от 29 августа 1997 года.
Однако, как показали события с аннексией Азербайджаном суверенной территории Армении в приграничных районах (150 кв. км), российское руководство эти обязательства выполнять не намерена. Сделано это было под смехотворным предлогом. Мол, Москва не знает, где проходит армяно-азербайджанская граница. И это при том, что российская сторона сама же предложила консультировать Азербайджан и Армению о линии прохождении границы в соответствии с картами Генштаба СССР.
Вот и заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин в интервью РБК 9 октября подтвердил эту позицию. Он заявил, что «сторонам следовало бы изначально выполнять то, о чем договорились в ноябре 2020 года. А именно делимитировать и демаркировать границы». Ну, а если Баку не намерен спешить с такой делимитацией, то и обязательств никаких у России перед Арменией, выходит, что нет. Поэтому, если Азербайджан посчитает нужным соединить территории Азербайджана и Нахичевани путем присоединения к себе Зангезура, то МИД РФ и дальше продолжит утверждать, что, мол, граница не демаркирована, а следовательно, российские гарантии безопасности для Армении не действуют.
Более того, создается впечатление, что Москва сама активно проталкивает реализацию проекта «Зангезурского коридора». По крайней мере, МИД РФ постоянно подчеркивает, якобы, огромную важность этого проекта для Армении.
Тот же Галузин поставил данный вопрос в числе нерешенных на первое место. «Сохраняет актуальность комплекс трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении». «Речь идет о достижении договоренностей по таким важнейшим компонентам, как разблокирование транспортных коммуникаций и экономических связей между Арменией и Азербайджаном», — подчеркнул он.
То есть не обеспечение прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, изгнанных со своей земли; не деоккупация Азербайджаном захваченных районов самой Армении; не вызволение из азербайджанских тюрем карабахцев (некоторые из которых являются гражданами России), незаконно арестованных азербайджанскими спецслужбами, а именно «Зангезурский коридор».
Правда, Галузин ради политкорректности предложил называть этот коридор «Мегринским маршрутом» и даже высказался за то, что все «должно делаться в рамках международного права». «Но, что касается обозначенного вами опасения, что возможны какие-то военные действия, то все-таки Россия исходит из того, что все проблемы желательно решать политико-дипломатическим путем», — отметил он.
Желательно, но не обязательно? Нигде в интервью Галузина не было и намека, что Россия выполнит свои союзнические обязательства перед Арменией в случае вторжения Азербайджана в Зангезурский район. Так что от перемены терминов суть политики российского руководства в Закавказье не меняется. Ссылки на политико-дипломатические механизмы делались и в отношении зоны контроля российских миротворцев в Нагорном Карабахе. А когда дошло до дела, когда возникла необходимость физически остановить азербайджанское вторжение в Нагорный Карабах, российское руководство самоустранилось и ничего не сделало, в отличие, кстати, от ситуации в Южной Осетии в 2008 году.
Чем Алиев заслужил такую любовь Кремля, будут потом разбираться российские историки. Пока же события в Нагорном Карабахе говорят только о том, что Москва будет и дальше попустительствовать экспансионистской политике режима Алиева в отношении Армении. Так что рассчитывать на российскую помощь Ереван, вряд ли, может. И к чему тогда постоянные реляции со стороны Пескова, Лаврова, Галузина о том, что Армения остается союзником России? От многократного повторения слова «халва» во рту слаще не станет.
Получается, что под разговоры о стабилизации ситуации, о выгодах торгово-экономических отношений с Турцией и Азербайджаном у Армении фактически отжимают «Зангезурский коридор». Можно подумать, что Армения не может торговать с Турцией и Азербайджаном без этого коридора. Отсутствие торговли имеет политические причины, а не логистические. И исправить эти ситуацию без восстановления статус-кво в Нагорном Карабахе не получится.
Вообще «Мегринский маршрут» был частью пакетной договоренности в соответствии с Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года. Азербайджан соглашался на Лачинский коридор, а Армения в ответ соглашалась на «Мегринский маршрут». После этнической чистки в Нагорном Карабахе актуальность Лачинского коридора для Армении испарилась. Поэтому власти в Ереване вполне могут сказать, что Трехстороннее заявление, после его нарушения Азербайджаном, перестало действовать и никаких обязательств у Армении в отношении «Мегринского маршрута» больше нет. Ну, действительно, почему Ереван в одиночку должен выполнять все пункты данного соглашения, когда ни Азербайджан, ни Россия его не выполняют?
Ереван мог бы вернуться к этой теме в случае восстановления статус-кво, как оно зафиксировано в Трехстороннем заявлении — это вывод азербайджанских войск из зоны ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе; возобновление функционирования Лачинского коридора в полном объеме и снятие там азербайджанского блок-поста; освобождение карабахских политиков и общественных деятелей, арестованных Азербайджаном; вывода азербайджанских войск с оккупированных территорий самой Армении. Кто-то верит, что Азербайджан пойдет на эти условия? Представляется неосуществимым.
Ну, а самой Армении «Мегринский маршрут» не нужен. Торговать с внешним миром Армения прекрасно может через Грузию и уже активно это делает. Да и Грузия тоже не очень-то заинтересована в открытии «Мегринского маршрута», так как в этом случае утратит свое монопольное положение в качестве транзитного пути через Закавказье. Две страны вполне могут договориться о расширении логистических цепочек из Армении в грузинские порты.
Более того, «Мегринский маршрут» несет серьезную угрозу армянской государственности и территориальной целостности. Азербайджан уже показал, что ему достаточно дать палец и он откусит всю руку. Нет никаких гарантий того, что, получив доступ к данному маршруту по соглашению с Арменией, азербайджанская сторона не начнет выдвигать дополнительные требования и устраивать провокации, пока не получит экстерриториальный коридор. А попытки пресечь эти аппетиты приведут к военному вторжению, но уже под благовидным предлогом «реализации достигнутых договоренностей».
Если посмотреть на список интересантов «Мегринского маршрута», то он включает, естественно, Азербайджан, для которого удобные коммуникации между двумя частями своей территории крайне важны. Не то, чтобы у Азербайджана нет других путей наземного сообщения с Нахичеванью. Это можно делать через Иран или через Грузию и Турцию. Просто через Зангезур быстрее и удобнее.
В «Мегринском маршруте» заинтересована Турция, так как это позволит ей получить беспрепятственный доступ к Каспию и далее в Центральную Азию. А это — важное условие реализации проекта «тюркского мира», представляющего, кстати, угрозу территориальной целостности РФ. Выгоден этот маршрут и союзникам Турции по НАТО, которые получают, таким образом, удобный путь для окружения Ирана, выхода в Центральную Азию и созданию там новых плацдармов против России.
Это только сейчас речь идет о том, что «Мегринский маршрут» будет контролировать ФСБ России. Но после этнической чистки в Нагорном Карабахе антироссийские настроения в Армении зашкаливают. Поэтому нельзя исключать, что, получив гарантии безопасности от Запада, Ереван попросит на выход и российскую военную базу в Гюмри и российских пограничников. Вместо ФСБ коридор будут контролировать войска США.
Полезен этот маршрут и Израилю, который использует Азербайджан как плацдарм для разведывательной деятельности против Ирана, поставляя взамен вооружения и военные технологии. Данная тема приобретает особую актуальность сейчас на фоне новый войны Израиля и «ХАМАС». Дальнейшая эскалация этого конфликта и вступление в нее иранских прокси на Ближнем Востоке, возможно, подтолкнет Израиль к ударам по Ирану. При таком развитии событий помощь со стороны Азербайджана будет крайне востребована для Тель-Авива.
Кстати, очень характерно нынешнее поведение режима Алиева. Позиционируя себя как мусульманскую страну, Азербайджан, тем не менее, никак не высказался в поддержку справедливой борьбы народа Палестины за создание собственного государства и не осудил варварские бомбардировки Израилем сектора Газа. И это при том, что ближайший союзник Азербайджана Турция заявила о поддержке палестинцев. Зато посол Израиля в Баку Джордж Дик поблагодарил азербайджанский народ за жест дружбы. «В течение дня жители Баку приносят цветы, а также зажигают свечи у здания посольства Израиля», – отметил он на своей странице в соцсети Х.
Из этого следует, что Баку намерен и дальше тесно сотрудничать с Израилем в военно-технической области и обмениваться разведданными. И что это сотрудничество будет направлено против одного из лидеров мусульманского мира Ирана. Зато, когда Азербайджану требовалась международная поддержка против Армении, он, не стесняясь, апеллировал к исламской солидарности, привлекая на свою сторону исламские государства и даже смог кое-кого провести, например Пакистан. Сейчас все мусульманские страны могут наглядно убедиться, что из себя представляет бакинский режим и можно ли его всерьез воспринимать как часть исламского мира.
С основными интересантами, «Мегринского маршрута» разобрались. А что же Россия? Не уж то она не понимает угрозы для своих национальных интересов в случае получения НАТО свободного выхода к Каспию? Возьмусь предположить, что внутри России данный проект пользуется поддержкой у влиятельных кругов антирусской ориентации. На первом месте здесь, безусловно, стоит азербайджанское лобби и его клиентура среди российских чиновников, экспертов и журналистов.
Среди российских интересантов — также адепты концепции «тюркского мира» внутри России, стремящие размыть и ослабить позиции государствообразующего русского народа. Это также произраильские круги, рассматривающие Азербайджан как удобный плацдарм для войны с Ираном. К этим группам примыкают различные компрадоры, в том числе среди крупного российского бизнеса, стремящиеся расширить торговлю с Западом в обход санкций, вместо того, чтобы развивать промышленное производство внутри России.
Все эти группы оказывают влияние на правительство России, побуждая его поддержать в общем-то вредный для России проект, рекламируя мифические преимущества, которые он якобы несет нашей стране. На самом деле таких преимуществ нет. А те выгоды, которые, вроде бы, могут быть, на порядок уступают тем угрозам, которые данный проект несет России. В этих условиях задача МИД РФ состоит не в том, чтобы поддакивать запросам Азербайджана, а в том, чтобы последовательно защищать национальные интересы России. И в данном случае это означает поддержку позиции Армении по отказу от «Мегринского маршрута» и воспрепятствование экспансионистским устремлениям Баку в этом вопросе.
Михаил Александров — военный аналитик