ЕРЕВАН (ИА Реалист). Книга Саркиса Цатуряна «Армянская мечта» — нестандартный взгляд на, казалось бы, известные факты истории, это философская попытка выявить причины охватившего современный армянский мир кризиса через анализ прошлого.
Стараясь оставаться непредвзятым, автор книги прибегает к интересному приему, погружая читателя в ценностный мир предков, в их представления, верования, мораль, постулируя, что именно эти нематериальные, «воздушные» категории и лежали в основе решений, действий, их поступков, увы и к сожалению, не всегда верных, а иногда приводящих к апокалиптическим последствиям общенационального масштаба.
Совершая увлекательный экскурс из мрака доисторических времен, когда вера была абсолютной, а мифологические боги жили в мире людей, и до современности, когда безверие и цинизм являются стандартом мировосприятия и причиной пораженческой философии, автор как исследователь-препаратор, вскрывает те неприятные болевые точки, в которые общество воздерживается всматриваться, предпочитая этому зону жизни в комфорте, что каждый раз становится причиной очередного общенационального провала.
В связи с этим хочется отметить, что автор не просто описывает проблему, но вместе с тем предлагает пути выхода. Согласно книге, общенациональный путь возврата к точке силы лежит в изменении личностного мировосприятия, личной самооценки, возвращения армянского народа в лоно веры, так как неудачи, сопровождавшие нашу политическую историю и нашу современность, это ничто иное, как последствия безверия, сна души, предательства мечты, своей предначертанной миссии.
Именно вследствие утери навыка мечтать, вследствие систематического выдавливания из круга допущенных к приятию решений, лиц образованных, мыслящих стратегически, мы потеряли навык, умение ставить перед собой задачи и верно определять общенациональную сверхцель.
Вследствие формирования национальных элит не из просвещенных патриотов, а из категории лиц невежественных, бессистемно мыслящих, в армянском мире образовалась моральная пустота, которую сразу же заполнили гибельный конформизм, жажда личной наживы, коррупционное мышление, в том числе, не брезгуя предательством национальных интересов, низкой оценкой своей государственности из-за непонимания, что вообще с этим делать.
Если оставить в стороне некоторые полемичные рассуждения, например, о роли России и иных государств в истории армянского народа, соглашаюсь с мнением автора о важности возвращения к своей естественной морали, восстановления исторической преемственности от прародителя Хайка, историзма вообще, а также восстановления единой цивилизационной матрицы армянского мира. Задача — возврат к идентичности.
Социальная справедливость, которую воспевали предки, вновь должна стать нашей философией жизни и пронизать всю ткань отношений человек-род-общество-государство. Эту справедливость воспевали армянские философы, гусаны, монашествующие лица, юристы. Даже сама народная мудрость, мифология, эпос строились на мечте о социальной справедливости. Вот как эта мечта отражена в эпосе «Сасунци Давид»:
По каждому, кто слаб и болен,
Прошёл живительной волной
Дождь самоцветов проливной.
Давид, вишаповой казной
Всех оделил, кто обездолен.
Мечта о будущем справедливом мире заключена в финале эпоса, когда Мгер Младший на огненном коне Курик-Джалали уходит в добровольное заточение в скалу Агравакар до времен, когда восторжествует в мире справедливость.
Хочу поздравить автора и нас всех с выходом интересной книги, вокруг которой еще долго будем полемизировать, так как она затрагивает самые актуальные вопросы национального мировосприятия.
Рекомендую книгу «Армянская мечта» к чтению, она написана живым, динамичным языком, что не мешает усвоению плотного фактологического материала.
Рубен Киракосян — философ, адвокат, специально для ИА Реалист